Кто защитит заочника?

Нужно ли свертывать в стране систему заочного образования?

В последнее время в печати мелькают публикации, призывающие к свертыванию заочного образования. Главным аргументом является якобы его низкое качество. Однако давайте рассмотрим некоторые аспекты этой проблемы.

Низкое качество образования?.. С развитием информационных технологий качество заочного образования при задействовании многих ресурсов академических кафедр можно значительно улучшить.

Если раньше студент-заочник был фактически оставлен один на один с книгой и методическими рекомендациями, то сегодня информационные технологии позволяют вести настоящий живой диалог студент—преподаватель. Яркий пример этому — существующее дистанционное образование. Ценность дистанционного образования состоит в том, что студент в реальном сегменте времени может присутствовать на лекциях, задавать вопросы и получать консультации.

Практически получается, что сегодня студент-заочник может быть полностью обеспечен электронными учебниками, полным пакетом методических усовершенствованных разработок, иметь доступ к постоянным консультациям и электронной библиотеке. Сочетание классического заочного образования с дистанционным — это прорывный путь развития. Скажу более, пришло время переосмысления методики проведения некоторых лабораторных работ в масштабе их компьютеризации. Вузы, заинтересованные в развитии заочного образования, должны и обязаны разработать пакет таких лабораторных работ. Межвузовские УМО также должны подключаться к этому. И это требование нынешнего дня. Сегодня, участвуя в большинстве лабораторных занятий, на уже смонтированных лабораторных устройствах, студент задает определенные параметры, снимает полученные данные и с использованием формул, законов обрабатывает их. Подчеркну: этот вопрос может быть прекрасно отлажен и в компьютерном варианте.

Естественно, вузовским кафедрам придется поднапрячься в таких разработках, но и финансовая сторона этого вопроса в разумных пределах должна быть предусмотрена руководством вузов. Особенно это важно было бы учесть при обеспечении заочного технического образования.

В определенных региональных центрах, например в городе Орше, можно было бы создать научно-образовательный центр, а точнее, своеобразный научно-образовательный технопарк.

Сама схема таких технопарков может во многом быть заимствована у центров дистанционного образования белорусских и российских вузов… Если же такой центр будет оснащен web-камерами, а также подписан соответствующий договор между центром и конкретными вузами, то здесь может выполняться весь комплекс образовательных программ, включая и лабораторные работы. Более того, такие центры позволят выполнять и некоторые научные работы. Очень ценно подключить к ним опыт региональных производственных структур и использовать их наработки. Связав треугольником академическую кафедру с научно-образовательным парком и производством, а в некотором смысле, возможно, и с выносной практической вузовской кафедрой, можно обрести новую форму научных разработок. Причем с наименьшими финансовыми затратами и расширением всего спектра исследований. Особенно важен такой треугольник для заочного технического образования и исследований технического характера… Орша, имеющая сеть машиностроительных предприятий, готова сегодня к такому эксперименту. Создать же классический филиал технического вуза в регионах с самостоятельной лабораторной базой всегда было проблематично…

Говоря о сохранении и развитии заочного образования, необходимо учитывать и другие аспекты. В первую очередь демографическую составляющую. Мне, долгое время проработавшему в сфере образования, очевидно, что очень часто при создании семьи образование уходит на второй план. Случается, что одному, а иногда двум студентам при вступлении в брак приходится переходить на заочную форму обучения. Она бывает единственно логичной в таких обстоятельствах.

Важный аспект заочного образования и аргумент при «неоткрытии» филиалов — это якобы отсутствие необходимых преподавательских кадров в регионах. Интересным в этом направлении является опыт Таиланда и многих других государств Южно-Азиатского региона, сделавших акцент на привлечение до 70 % специалистов-практиков в качестве преподавателей специальных дисциплин в высших учебных заведениях. А успех экономик этих государств известен. Яркий пример есть и в нашей родной Беларуси. Нынешний Белорусско-Российский государственный технический университет в городе Могилеве (бывший машиностроительный институт), уже первыми своими выпусками зарекомендовал себя как один из серьезных вузов металлообрабатывающего профиля. А профильные кафедры его в первичном состоянии были укомплектованы в основном специалистами народного хозяйства!..

К заочному образованию нужно относиться бережно, за ним стоят живые сознательные люди, молодые семьи. Да и не очень простое это дело — учиться заочно.

Белорусская школа заочного образования, много взявшая из советской, — неплоха. Но, понятно, с течением времени и она требует совершенствования. Только подходить к нему желательно, учитывая все затронутые выше аспекты…

Константин НИЛОВ, председатель Оршанского городского Совета РОО «Белая Русь»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter