В этом году кинофестиваль "Лiстапад" рискует остаться без спонсорской поддержки

Кто заплатит за кино

В прошлом году «Лiстапад»
был заметен в городе.

В минской артистической среде упорно циркулирует слух о скорой кончине «Лiстапада». Спешим предотвратить инфаркт у всех гурманов киномира: жить фестиваль все же будет. Правда, неясно пока, кто в этом году возьмет на себя львиную долю финансового ухода за «пациентом»: государство или партнеры со спонсорами. Последние, увы, тянуть киновоз больше не могут. Предыдущий верный друг минского форума — открытое акционерное общество «Беларуськалий» — от поддержки «Лiстапада» в этом сезоне вынужден отказаться. Экономическая ситуация заставила пересмотреть бюджеты еще нескольких многолетних фестивальных партнеров — и, увы, совсем не в пользу кино. Дирекция «Лiстапада» не скрывает озабоченности: если так пойдет и дальше, минский зритель останется в ноябре без звезд на красноковровой дорожке и каннских новинок в кинотеатрах.

За последние несколько лет форум так приосанился и возмужал, что пробиться в фестивальные дни на удачную премьеру было чрезвычайно сложно, если не сказать невозможно. Добрая половина всех конкурсных лент — участники и лауреаты многочисленных кинофестивалей, номинанты и будущие обладатели «Оскаров», «Сезаров» и «Золотых глобусов». Так, по крайней мере, было в предыдущие годы. На какие картины дирекция приобретет права в этот раз (и приобретет ли вообще) — большой вопрос, вздыхает директор «Лiстапада» Анжелика Крашевская:

— Увы, с точки зрения финансирования ситуация сейчас крайне плачевная. Конечно, искать партнеров и деньги на проведение феста всегда было сложно. Приходилось мотивировать, объяснять, кому и зачем это нужно. В том году 40% финансирования составили внебюджетные средства, которых могло и не быть, если бы государство не пришло на помощь. В этот раз нам нужно найти 60% внебюджетных денег. На сегодняшний день у нас нет генерального партнера, а без него мы фестиваль не потянем. Пока есть всего две договоренности, да и те предварительные, — с компаниями «Белнефтестрах» и ОАО «Гомельтранснефть Дружба».

Анжелика Крашевская и Игорь Сукманов готовы бороться за свое кинодетище.

На что идут деньги? Загибаем пальцы: приобретение прав на фильмы, доставка лент и их титрование, таможенные расходы, оплата работы членов жюри, транспорт, отели, питание, церемонии открытия и закрытия. Программный директор «Лiстапада» Игорь Сукманов рассказывает:

— Цена за показ горячего фестивального хита может варьироваться и исчисляться в трехзначных и даже четырехзначных суммах. Чем престижней фильм, тем больших денег требуют владельцы за его показ. В том году мы представили около 150 работ, 45 из которых — в основных конкурсных программах. Плюс национальный конкурс, конкурс киношкол и множество внеконкурсных секций... Кино — это бизнес. И фестивали — это бизнес. Только они сегодня в состоянии собирать полные залы на фильмах, которые имеют отношение к искусству. В силу этого кинофорумы становятся важной зоной экономических интересов. От этого зависят цены на рынке фестивального кино. 

В 2013 году «Лiстапад» получил постоянную аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров, которую имеют только фестивали высочайшего класса. Среди них — Берлинский, Венецианский, Каннский. Во многом именно статусная «корочка» позволяла организаторам минского феста услаждать глаз и слух зрителей самой изысканной коллекцией фильмов.

— Еще лет семь назад «Лiстапад», по сути, был рынком для внутреннего потребления, — считает Анжелика Крашевская. — Да, мы называли себя международным фестивалем, но фильмы, которые показывали, нам предоставляли преимущественно посольства. То есть это не была полноценная фестивальная деятельность. С получением аккредитации мы оказались на виду у всего профессионального мира. 

Фанни Ардан в Минске. 2015 г.

— Если «Лiстапад» хочет конкурировать и быть равным с перечисленными выше фестивалями, то он должен во всем им соответствовать. Уровнем программы, сервиса, индустрии, — поддерживает позицию коллеги Игорь Сукманов. — Последние два года на базе фестивальной площадки мы пытаемся организовать индустриальную платформу как место проведения дискуссий, образовательных мастер-классов, обмена опытом белорусских деятелей кино с профессионалами, работающих в сфере мирового кинематографа. Тем самым убиваем двух зайцев: перенимаем зарубежный опыт – раз, позволяем иностранцам узнать о нашей индустрии – два, помочь ей стать узнаваемой в мире. Но все это тоже отдельная бюджетная строка. 

— Часто спрашивают: «Зачем вам индустрия, если можно просто провести фестиваль?» — включается в беседу заместитель директора «Лiстапада» Раиса Розум. — Можно, конечно. Но вместе с тем важно привлечь к нам профессионалов кино, дать им возможность узнать, что происходит с кинематографом у нас. Белорусское кино для многих из них — это просто терра инкогнита. 

Знакомиться с нашей страной в целом и киноиндустрией в частности именитые иностранные гости и рады. Так, например, американский актер и режиссер Арманд Ассанте, два года назад представлявший в Минске документальный фильм «Степь. Диалоги», требовать гонораров за свой визит не стал. В интервью свою позицию объяснял так: про страну и фестиваль ничего не знал, а потому стало интересно познакомиться поближе. Прошлогодней заезжей знаменитости — изысканной француженке Фанни Ардан — «Лiстапад» также интересен. Актриса приехала в Минск не в качестве медийной особы, а как режиссер фильма одной из конкурсных программ. Анжелика Крашевская уверена:

— Уровень гостей и самой программы должен соответствовать статусу фестиваля. На его проведение государство выделяет определенную сумму, но ее недостаточно, чтобы проводить международный — подчеркну! — кинофорум, и главное, развиваться. В стране есть важные брендовые проекты. Неужели «Лiстапад» к ним не относится? К сожалению, в последнее время есть ощущение, что средства на культуру выделяются по остаточному принципу. Отношение такое: «Ну все равно же как–нибудь проведете». Но «как–нибудь» не хочется. Понятно, что буйствует кризис, но шаги вперед должны быть, нельзя потерять то, что мы с таким трудом построили и укрепили. Просим лишь одного: пусть государство определится, важен ему фестиваль или нет. Нельзя постоянно ходить с протянутой рукой и теряться в неведении: звать звезд или не звать, закупать кино или нет. 

leonovich@sb.by

Фото  Виталия  ГИЛЯ  и Павла ЧУЙКО

Советская Белоруссия № 130 (25012). Пятница, 8 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter