Кто заплатит по “мусорному” счету?

Сбор вторичных ресурсов в перспективе станет в Беларуси прибыльной отраслью, утверждают специалисты

Сбор вторичных ресурсов в перспективе станет в Беларуси прибыльной отраслью, утверждают специалисты

Чем больше у человечества разыгрывается потребительский аппетит, тем быстрее растут горы отходов. Не надо далеко ходить за примерами. Если в прошлом году в Беларуси образовалось более 3,5 миллиона тонн твердых коммунальных отходов, то в нынешнем ожидается уже около 4 миллионов. С другой стороны, чем меньше мусора, тем здоровее окружающая среда, и чем больше извлекается из отходов вторичных материальных ресурсов, тем меньше загрязняется природа, экономится ценное сырье. Не случайно в своем выступлении на IV Всебелорусском народном собрании Президент Беларуси Александр Лукашенко акцентировал внимание на этой проблеме, назвав переработку вторичного сырья проектом, наиважнейшим для страны, и поставив задачу наладить в кратчайшие сроки полномасштабный селекционный отбор отходов. Это необходимо с точки зрения экологической безопасности и очень выгодно экономически, подчеркнул глава государства. А 11 июля 2012 года Президент Беларуси подписал Указ № 313 “О некоторых вопросах обращения с отходами потребления”, который вступил в силу 1 августа. Ускорит ли он решение острейшей проблемы?

— При разработке этого указа учитывался опыт зарубежных стран, — отметил заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Анатолий Шагун. — Документ позволит развивать систему сбора вторичных материальных ресурсов, используя экономические методы. Суть в том, чтобы привлечь средства производителей, поставщиков и направить их на развитие надежной системы по сбору вторичных материальных ресурсов.

Указ “О некоторых вопросах обращения с отходами потребления” — не декларация о намерениях, а инструмент введения в Беларуси принципа расширенной ответственности производителей за утилизацию реализованных товаров, которые впоследствии переходят в отходы. Похожие схемы действовали в Беларуси и раньше, но они носили сугубо налоговый характер. С целью упрощения налогового законодательства этот вид налога отменили, решив применять более гибкую систему.

В соответствии с указом Президента координацию деятельности в сфере обращения с вторичными материальными ресурсами осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства, которое в этих целях уже создало государственную некоммерческую специально уполномоченную организацию-оператора.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) ввоз определенных указом товаров, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров. Есть варианты. Один из них — применение собственной системы сбора отходов. Второй — заключение с оператором Минжилкомхоза договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары и внесения на расчетный счет оператора соответствующей платы за эти услуги.

Среди товаров, включенных в приложение к указу, — масла, посуда, резиновые шины, покрышки и камеры, кухонные плиты, кондиционеры, холодильники, миксеры, соковыжималки, посудомоечные, стиральные и швейные машины, пылесосы, электробритвы, принтеры, копировальные, факсимильные и телефонные аппараты (включая мобильные), калькуляторы, первичные элементы и батареи, термометры, аудио- видеоаппаратура, фото- и кинокамеры, телевизоры, а также потребительские товары, упакованные в пластмассовую, стеклянную тару или тару на основе бумаги и картона.

— Для тех, кто не будет собирать отходы самостоятельно, плата за их утилизацию не будет высокой, — констатировал Анатолий Шагун. — Кроме того, указ предусматривает, что затраты по внесению платы или организации системы сбора отходов закладываются в себестоимость продукции.

Заместитель министра заверил, что плата производителей за утилизацию отходов незначительно повлияет на увеличение стоимости товаров — не более чем на 0,3—3 процента. Если взять, к примеру, бутылку минеральной воды, то она станет дороже не более чем на 40 рублей (меньше 1 процента). А вот стоимость товаров, отходы которых имеют опасные свойства (батарейки, ртутные лампы, термометры, смазочные масла, автомобильные шины), может возрасти на 1,5—3 процента. По оценкам специалистов, собирать или участвовать в сборе отходов товаров после утраты потребительских свойств будут 1—2 тысячи юридических лиц, которые производят и поставляют стеклянную, пластиковую, бумажную, картонную тару.

— Беларусь должна идти по пути наименьшего захоронения коммунальных отходов и наибольшего их использования, что позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду. Это очень актуальная для нас проблема, — подчеркнул заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Анатолий Лис. — Не менее остро стоит в стране и вопрос организации сбора отходов, количество которых с каждым годом растет. В то же время удельный вес извлечения вторичных материальных ресурсов в общем по стране довольно небольшой — в 2011 году он составил лишь около 25 процентов, остальные отходы захораниваются на полигонах. В Евросоюзе, например, принята программа, согласно которой к 2020 году на полигонах должно захораниваться только 5 процентов образующихся отходов. Нам до этого далеко. Белорусское правительство поставило задачу к 2015—2020 году выйти на 75 процентов использования коммунальных отходов по стране.

Кстати, в развитие Указа № 313 “О некоторых вопросах обращения с отходами потребления” Минприроды разработало и направило на согласование заинтересованным ведомствам проект постановления об утверждении инструкции о порядке организации сбора и обезвреживания использования отходов товаров и тары. Документ может быть принят в ближайшее время.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter