Архитектурный стиль Минска будет меняться

Кто заказывает застывшую музыку

Архитектурный стиль Минска будет меняться. Панельные дома должны стать не похожими друг на друга
Новый генплан Минска проходит общественное обсуждение. О том, каких изменений ждать в городе и как они вписываются в мировые тенденции, мы поговорили с заместителем председателя Белорусского союза архитекторов, членом-корреспондентом Международной академии архитектуры Михаилом Гаухфельдом.



— В чем, на ваш взгляд, основное отличие нового генплана от его предшественника, представленного в 2010 году?

— Пять лет назад предполагалось возведение в Минске не менее двух миллионов квадратных метров жилья в год. Разумеется, эта цифра предусматривала выделение дополнительных больших территорий, строительство соответствующей градостроительной инфраструктуры: новых детских садов, объектов здравоохранения, торговли, паркингов, улиц, инженерных объектов и многого другого. Одна из задач нового варианта генплана — при уменьшении объемов строительства направить силы на совершенствование того, что уже есть в Минске. Речь идет о реконструкции, реставрации памятников истории, благоустройстве и совершенствовании городской среды. То есть территориально город расширяться почти не будет. Эту роль частично возьмут на себя города-спутники.

— Минск сегодня трудно представить без “панелек”, которые вряд ли можно назвать украшением города. От них, однако, не отказываются. До 2020 года в восточной части Минска планируется возвести примерно 1,5 млн кв. м жилья. “Панельные горы” могут появиться и на месте частного сектора, если его снесут. Получается, что альтернативы такой застройке у нас нет?

— В течение нескольких десятилетий замены крупнопанельному домостроению у нас не было. Такое жилье в сочетании с инфраструктурой довольно комфортное, дешевое, быстро возводится. В то же время под крупнопанельными зданиями невозможно сделать паркинги. Еще одна проблема — эстетическая. Внешний облик панельных районов однообразен. Поэтому правильнее, когда на магистрали выходят здания с индивидуальным обликом, а все стандартные дома скрыты от глаз и находятся в глубине застройки. На протяжении трех десятилетий Минск застраивается именно по такому принципу. Другое дело, что не везде получилось ему следовать. Появилось много высотных одинаковых зданий, которые уже скрыть невозможно. Это придает силуэту города не выразительность, а провинциальность.

Однако рано или поздно нашим заводам КПД, чтобы конкурировать, всетаки придется модернизировать производственную базу и выпускать индивидуальные фасадные элементы для каждого отдельного здания. Кстати, во многих государствах, помимо стран постсоветского пространства, вообще запрещено повторять постройки по одному проекту. 

— Если по генплану 2010 года ставилась цель получить 21 кв. м зеленых насаждений на человека, то в корректировке 2015-го этот параметр уже 17 квадратных метров. Получается, зелени стало меньше, а населения — больше. Как решить экологическую проблему?

— Минск — один из самых компактных городов Европы. В послевоенный период он развивался строго по генеральным планам. Благодаря этому жилье и промзоны у нас чередуются с парками. Сейчас главная задача градостроителей и властей — сохранить эти зеленые, свободные от застройки территории, чтобы экологическая обстановка не ухудшалась.

Ради прибыли бизнес всегда стремится в центр. И каждый раз, когда инвестор претендует на “лакомое место”, возникает опасность потерять очередной парк или озелененную территорию. Этой проблемой озадачены во всем мире. Во многих западных странах перед застройщиками ставят жесткие условия и разрешают строить только в том случае, если деревья в том или ином месте остаются нетронутыми, делают, например, зеленые крыши. В том числе и по этим причинам Копенгаген, Амстердам, Стокгольм, Лондон остаются в пятерке самых экологически чистых городов. Думаю, такой опыт полезен и для нас.

— Одна из самых больных тем — снос в Минске усадебной застройки. В подвешенном состоянии живут, например, жители Сельхозпоселка, Осмоловки. Какое решение есть у этой проблемы?

— Если, к примеру, новая линия метрополитена или мощная трасса проходит через поселок с усадебной и, что важно подчеркнуть, хаотичной застройкой, то понятно, что рано или поздно малоэтажные дома там снесут и на их месте возведут более современное, рентабельное жилье или общественные здания. 

Быстро и без конфликтов вопрос можно решить, на мой взгляд, только одним путем. Там, где это не противоречит генплану, надо предоставить владельцам возможность сохранить свои частные дома и превратить их со временем в коттеджный квартал. Начнет работать чисто экономический механизм. Частный сектор войдет в оборот рынка недвижимости. Одни будут реконструировать то, что есть, другие продавать свою землю, застройщики — покупать участки и строить с архитектурной точки зрения красивые дома.

— Насколько оправдывает себя практика, когда граждане участвуют в обсуждении генплана развития города?

— Это, безусловно, положительный момент. Архитекторы приоткрывают завесу тайны, рассказывают, как город будет жить дальше, и стараются услышать людей. Такая практика хороша, когда речь идет о судьбе конкретного жилого массива, размещении одного или комплекса зданий. Но когда идет обсуждение целого города Минска, по сути, громадной системы, все гораздо сложнее. Этим должны заниматься эксперты, желательно из разных стран. Только тогда можно получить профессиональную критику и использовать замечания для оптимизации уже согласованных решений.

— С одной стороны, высотки помогают решить проблему нехватки площадей, с другой — жить в таких городах не очень комфортно. Не станут ли новые небоскребы причиной постоянных заторов на проспектах и улицах?

— Историческая часть города остается нетронутой, а новые высотные здания размещаются на пересечении магистралей и кольцевых дорог. Однако проблему транспорта надо решать в любом случае. В советский период на тысячу населения было всего 10—20 автомобилей, сейчас цифра перевалила за 370—400 авто. Развязки нужны уже сегодня, например, на трассе первого городского кольца, чтобы машины направлялись в объезд центра. Это помогло бы разгрузить его и сделать более доступным для пешеходов. В то же время никакие развязки не спасут, если срочно не строить магистрали, предусмотренные генпланом.

— Какие архитектурные тенденции будут превалировать через пару десятилетий?

— В любые времена действует одно правило: чем уникальнее здание, тем больше шансов у него остаться в истории архитектуры. Например, к нашей Национальной библиотеке можно относиться по-разному. Но она останется на века. Важно для нас сохранить исторический центр и то, что появилось после войны: проспект Независимости, прилегающие кварталы, ансамбль площади Победы, площади Якуба Коласа.

Все чаще сегодня архитектурные объекты возводятся по принципу “вышебольшедороже”. Но хотелось бы напомнить, что архитектура — это искусство, а не спорт с его установкой “быстрее-выше-сильнее”. 

В приоритете должны быть другие понятия: как вписаться в полотно городской застройки, оправдать ожидания жителей города, отразить историю народа и его культуру. Нужно создавать уникальную региональную архитектуру. Только тогда можно построить то, что станет достоянием человечества. И для этого не обязательно соревноваться по высоте небоскребов с Шанхаем, Чикаго или Дубаем. Проиграем.

Что в генплане?

Кольцевая под землей. Вместо четвертой линии метро, которая должна была соединить Веснянку и Чижовку, будет кольцо. Оно пройдет от автовокзала “Восточный” по второму транспортному кольцу, улицам Денисовской, Аэродромной и проспекту Пушкина. Кольцевая свяжет 17 станций, шесть из которых будут пересадочными. 



Городок в британском стиле. На востоке Минска планируется возвести жилой комплекс “Ноттингем”. Новый микрорайон хотят сделать более удобным и привлекательным для проживания, обеспечить его всей необходимой инфраструктурой. От элитного гольф-клуба, расположенного неподалеку, “Ноттингем” отгородят усадебной застройкой. За ней построят другой микрорайон Зеленый Бор.



Новая высота. На пересечении улицы Филимонова и проспекта Независимости появится многофункциональный комплекс “Газпром Центр”. Он объединит девять зданий разной высоты. В центре композиции построят башню, которая станет самым высоким небоскребом в нашей стране. Его высота составит 189 метров. Между комплексом и проспектом создадут парковую зону.




sydas@sb.by


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter