Кто заказывает музыку

С июля этого года по рекомендации Министерства информации все радиостанции приняли новую концепцию вещания - занимать 50 процентов эфира музыкой отечественного производства.
С июля этого года по рекомендации Министерства информации все радиостанции приняли новую концепцию вещания - занимать 50 процентов эфира музыкой отечественного производства. Теперь на белорусских исполнителей в среднем приходится по 7 часов вещания на каждой FM-точке. Достаточно ли у нас собственного материла для этого? Какого он качества? И как в связи с новым форматом изменился музыкальный фон, сопровождающий нашу жизнь?

Начало проблемы стоит искать прежде всего в самом определении "белорусский исполнитель". Недавно рок-короли Александр Куллинкович, Пит Павлов, Кася Камоцкая специально собирались на совет, чтобы внести ясность в вопрос: кого все же стоит причислять к данной категории? Лиц, живущих на территории Беларуси и производящих музыкальный продукт? Наших бывших соотечественников, раскрутившихся в Москве, чьи песни ротируются на российских станциях? Или белорусскоязычных исполнителей? Здесь необходимо учитывать, что у каждой радиостанции существует свой формат. Как выйти из положения, если, к примеру, станция позиционирует себя рок-н-ролльной, а качественными записями обладают наши попсовики? Программным директорам приходится выкручиваться, забивая необходимый процент эфира. Так, например, к белорусским исполнителям сейчас активно причисляют Алену Свиридову, Бориса Моисеева, Юрия Антонова и солистку группы "Ночные снайперы", проведшую годы юности в Беларуси. Так можно и Сергея Глушко, ныне поющего в дуэте с Наташей Королевой, объявить отечественным певцом, ведь его родственники живут в Минске. Правда, такая хитрость нисколько не приближает нас к поставленной цели - популяризировать свою музыку. А реально дела обстоят так: "белорусские" часы радиостанции задвигают за полночь. Откровенно боясь ухудшить свой эфир. Что недопустимо в условиях жесткой конкуренции. Настоящие белорусские хиты, способные украсить любой эфирный час, можно сосчитать по пальцам. Это песни Лявона Вольского, Алексея Хлестова, Кирилла Слуки, Саши Попова, групп "Ляпис Трубецкой", "Леприконсы", "Мантана", "Палац". Согласитесь, этого недопустимо мало. Особенно если учитывать, что большинство хитов уже заезжено до дыр.

Безусловно, после концептуальных нововведений музыкальный рынок Беларуси, что называется, зашевелился. Радиостанции буквально атакуют все, кто хочет петь и умеет нажать кнопку "Record". Но это вовсе не означает, что есть из чего выбрать. 99 процентов из предлагаемых вариантов представляют собой записи самодеятельно-дворового уровня. Это понятно. Качественную фонограмму могут себе позволить только раскрученные артисты. В итоге мы получаем замкнутый круг.

Как бы ни работали в поте лица программные директора радиостанций, отбирая интересный материал из общей массы музыкального шлака, эффекта мало. Все равно приходится отказывать в ротации перспективным музыкантам из-за качества фонограмм. В задачи радиостанций не входит улучшать качество звучания песен. Ведь на радио могут поставить в эфир готовый продукт. В задачи радийщиков не входит звукозапись.

Новую политику вещания абсолютно все причастные к музыкальной культуре лица приняли с энтузиазмом. Однако за 3 месяца государственной раскрутки белорусским музыкантам счастья не прибавилось. Благородная идея... Однако, полагаю, ее воплощение следовало бы продумать детально. Если на государственном уровне радиостанциям рекомендуют обратить внимание на белорусского исполнителя, вероятно, стоит оказать государственную же помощь талантливым артистам при записи музыкального продукта. Ротация на радио - это лишь следствие того, что у артиста есть хорошая песня. Но она не может появиться из ниоткуда. Сколько ни подбадривай начинающего музыканта: "Дерзай! Перед тобой теперь все двери открыты!", денег на запись от этой "мантры" у него не прибавится...

...Белорусские музыканты понесли свои "звуконосители" на станции. Станции ждут хороших песен и уже доказали, что готовы их крутить. Радиослушатели стали заказывать национальные хиты в программах по заявкам. Как ни крути, получается, теперь очередь за госструктурами. Все очень ждут программ по реальной поддержке отечественных исполнителей.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter