Кто учится в сельхозлицеях и зачем их выпускникам две квалификации?

Кто заказывает кадры, тот и платит за профориентацию

НА республиканском семинаре-совещании о развитии села Президент поручил выработать оптимальную систему подготовки специалистов. Резонно обратить при этом внимание и на уровень профтехобразования: кроме инженеров, предприятиям АПК нужны представители рабочих профессий. В толковом, к примеру, механизаторе, рукастом, знающем о вверенной машине все и даже больше, кровно заинтересован руководитель любого хозяйства. Но прежде чем вырастить такого, нужно позаботиться о том, чтобы на учебу в лицей пришел именно мотивированный абитуриент.

Занятие по вождению для Александра РОМАНЧУКА ведет мастер производственного обучения Игорь ВЕРГЕЙЧИК.

В БЕРЕСТОВИЦКОМ государственном сельскохозяйственном профессиональном лицее, который готовит механизаторов, слесарей по ремонту автомобилей и сельхозмашин, сварщиков две трети ребят — уроженцы села. Почему именно в детях с деревенской пропиской заинтересован лицей, догадаться несложно: сельчанам вернуться работать туда, откуда родом, легче, нежели горожанам. Априори решен вопрос с жильем, да и в родных пенатах, как ни крути, знаешь всех, кто трудится в хозяйстве. Пример Александра Романчука, уроженца деревни Наумовичи Гродненского района, тому подтверждение.

С Сашей знакомлюсь на практических занятиях по вождению трактора. Видно, что в кабине МТЗ парень в своей стихии: глаза горят, внимательно слушает мастера производственного обучения Игоря Вергейчика, вникает. Парень обучается по специальности «техническое обеспечение сельскохозяйственных работ». На вопрос, кем видит себя после окончания колледжа, не задумываясь отвечает:

— Механизатором, конечно. Это моя мечта, чтобы осуществить ее, и поступал в лицей. Его, кстати, прежде заканчивала моя старшая сестра, она и посоветовала поступать в Берестовицу. За собой и одноклассников притянул — Максима Шкляревского и Руслана Журавского. Мы все из Лойковской СШ Гродненского района. Мои родители работают в местном хозяйстве «Заречное-Агро». Отучусь, вернусь домой, станем с родителями коллегами. Почему нет? Технику люблю до беспамятства. Жду, когда уже в следующем году научат комбайном управлять.

В мастерских одногруппники Валерий Новиков и Данила Климчук осваивают авторемонтное дело. Валера родом из деревни Пархимовцы Берестовицкого района, поступал в колледж по наставлению родителей, которые тоже работают в местном хозяйстве: мама Людмила Константиновна — оператор машинного доения, папа Николай Николаевич — механизатор:

— Всегда мечтал быть, как отец. Думаю, после учебы в хозяйстве мне найдется место, — уверен Валерий. — Тем более в лицее мы получаем квалификации водителя автомобиля категории «С» и слесаря по ремонту автомобилей. Без куска хлеба в любом случае не останусь, смогу обеспечить себя и свою семью.

А вот его друга Дениса с мотивацией поехать на отработку в деревню все намного скромнее. Он родом из Гродно, искать место собирается в городе:

— На СТО хотелось бы устроиться, не останавливаться же мне в деревне. Куда мне там податься?

Но прежде чем думать о реальном трудоустройстве, своеобразный экзамен на профпригодность учащиеся проходят на опытном поле учебного хозяйства лицея. Преподавателям важно показать на практике, чего стоит каждый вложенный в землю рубль.

Преподаватели Алексей КОВАЛЕВИЧ и Александр ЯРМОЛИЧ.

УПРАВЛЯЮЩИЙ учебного хозяйства Геннадий Вербель пытливого учащегося от тех, кому лишь бы отучиться, вычисляет без труда:

— Опытное поле как лакмусовая бумажка: здесь на практике учащиеся оттачивают навыки работы с техникой. Но с рвением к делу подходит не всякий. А с заинтересованными ребятами легче. Уже с первого курса они хотят работать в поле то на одном агрегате, то на втором. Вот, допустим, есть у нас такой Иван Легеза. Он родом из Луцковлян Гродненского района. С малых лет мальчик смотрел на отца-механизатора, к нам осознанно поступал. Так этого ж парня от техники не оторвать. Такие примеры есть, но их меньшинство.

Как переломить ситуацию с немотивированными учащимися? Ответ у Геннадия Леонидовича простой — сделать престижными аграрные специальности. На первом месте, по его мнению, зарплата, социальные гарантии, различные материальные бонусы и стимулы молодым:

— Причем если заработки низкие, они отобьют охоту даже у мотивированного прежде молодого человека оставаться в хозяйстве. Вот и получается, что после отработки многие из отрасли просто уходят.

Очевидно, решать кадровую проблему нужно, начиная с профориентации. С 2013 года в лицее, к примеру, ввели так называемые профессиональные пробы. Работает это очень просто. Лицей обзванивает школы Берестовицкого, Гродненского, Свислочского, Волковысского районов и приглашает ребят целыми классами к себе на производственные экскурсии.

— Их суть в том, чтобы дать ребятам попрактиковаться на своеобразных мастер-классах, — объясняет методист лицея Елена Анищик. — Допустим, они под мастеров производственного обучения могут поменять колесо в машине. Есть возможность попробовать водить автомобиль, причем даже МАЗ. Учебная техника для этих целей у нас есть. Главное, чтобы по итогу школьник загорелся и поступил в лицей...

Результативность таких профессиональных проб такова: каждый год 20—25 из 75 поступивших — это именно те ребята, кого зацепили такие мастер-классы.

Еще один механизм мотивировки — возможность получить сразу несколько квалификаций. Возьмем, к примеру, самую популярную специальность — «техническое обеспечение сельскохозяйственных работ». Ее обладателю по итогам обучения присваивается сразу две квалификации — «тракторист-машинист сельхозпроизводства категории «А», «В», «D» и «слесарь по ремонту сельхозмашин». Логично предположить, для чего это сделано: выпускник лицея специалист универсальный.

В распоряжении учащихся лицея современная техника и оборудование. Есть тренажеры для обучения водителей, энергонасыщенные тракторы, зерноуборочный комбайн. Для обучения будущих газоэлектросварщиков — новые сварочные аппараты инверторного типа, современные защитные маски-хамелеоны.

ВЕРОЯТНО, работодатели должны быть довольны, насколько обучение привязано к практике. Поэтому логично предположить, что есть заинтересованность в подготовке кадров адресно, по так называемым целевым направлениям. Однако эта работа, мягко скажем, не на должном уровне.

— У нас заключены договоры о взаимодействии с предприятиями Берестовицкого района, — поясняет директор лицея Эдуард Карвацкий. — Однако этого недостаточно: лишь 10 процентов учащихся — целевики. К сожалению, хозяйства не всегда ответственно подходят к кадровому вопросу, идут на заключение трехсторонних договоров далеко не все. Единицы заинтересовывают своих учащихся материально: к примеру, платят стипендию и так далее... Увы, нам с подготовкой специалистов для отрасли в одиночку не справиться.

Что ж, замечание директора разумно. Целевое обучение должно шире использоваться в профтехобразовании. Давайте вспомним те же вузы: в них около 60 процентов студентов обучаются по трехсторонним договорам. Что принесет такой набор? Более стабильное закрепление молодых специалистов на местах, а значит, уменьшение оттока кадров. Тенденции таковы: 10 лет назад после двух лет отработки на местах оставались 35 процентов вчерашних молодых специалистов. Сейчас уже каждый второй из них оседает на первом рабочем месте. Получается, резонно говорить именно о целевой подготовке кадров, в том числе рабочих.

КОММЕНТАРИЙ

Олег КОСЕНЮК, начальник управления образования Главного управления образования, науки и кадров Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси:

— Работников сельхозпрофиля готовят 68 учреждений профессионально-технического образования, по окончании которых выпускникам предстоит распределение в хозяйства на один год. После отработки в сельхозорганизациях остаются около 50 процентов ребят. Конечно, хотелось бы больше. Именно поэтому в профориентации должны активнее участвовать заказчики кадров — райсельхозпроды и непосредственно хозяйства. Они и сейчас включаются в процесс, когда лицеи проводят, скажем, дни открытых дверей: перед школьниками и их родителями выступают руководители, передовики (механизаторы, операторы машинного доения и другие). Практикуется формат проведения экскурсий на производство, чтобы ознакомить с условиями труда рабочих основных профессий. В чем их суть? Мы должны продемонстрировать молодежи, что современное сельское хозяйство — это производство, оснащенное сложной техникой и оборудованием. Для работы с ним требуются кадры, обладающие глубокими знаниями и навыками. И быть таким специалистом престижно.

uskova@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter