Кто загоняет потребкооперацию в сети

До сих пор нахожусь под глубоким впечатлением от услышанного на итоговом заседании правления Белкоопсоюза, состоявшемся несколько дней назад, и в не менее глубоких раздумьях о судьбах кооперативных торговых предприятий, людей, которые на них работают. А еще о тех, кто вокруг сельской торговли «пасется»

Предмет разговора номер один — розничные торговые сети. Сегодня они располагают 204 магазинами, где трудятся более десяти тысяч человек. На их долю, по некоторым данным, уже приходится около десяти процентов товарооборота страны. Причем, в отличие от кооператоров, число торговых точек они нарастили не только за счет нового строительства, но и поглощения маломощных сетей и магазинов шаговой доступности.

В считаные месяцы после открытия новых объектов на местном торговом поле у кооператоров падают объемы товарооборота. Компенсировать потери местная кооперация не в состоянии.

Чем же руководствуются в райисполкомах, загоняя райпотребсоюзы в угол? Если улучшением качества обслуживания населения, то почему такая избирательность? Горожане имеют возможность покупать тот или иной товар на пару тысяч рублей дешевле, чем сельчане.  А при желании и последние могут проехать в райцентр. А как быть одиноким престарелым, жителям отдаленных деревень? Они с надеждой ждут автолавки потребкооперации, а тем нужны ремонты, запчасти, бензин. Отсюда и неконкурентные цены.

Скажем, индивидуальным извозчикам разрешают организовать маршрут, который невыгоден или убыточен государственному автотранспортному предприятию. Отчего же, открывая магазины того же «Евроопта», их владельцев не обязывают обслуживать и жителей нескольких отдаленных деревень? Почему им предоставляется возможность извлекать чистую прибыль в ущерб кооперативной организации, которая в некоторых регионах дает 15—20 процентов бюджета, немалые отчисления в фонды социальной защиты населения?

Если руководство того или иного района озабочено привлечением инвестиций, за что с него тоже спрашивают, то какие ж это инвестиции? В один карман кладут, а из другого, райпотребсоюзовского, вынимают не меньше, если не больше.

Торговля — отрасль специфическая. В нынешних условиях разбираться во всех ее нюансах неподготовленному управленцу весьма сложно. Любое непродуманное, безграмотное решение влечет за собой потери, порой невосполнимые не только кооператорами, но и бюджетами регионов. Примеры? Пожалуйста. В одном из районов за четыре дня до Нового года, когда все население от мала до велика готовилось к встрече праздника, проводя закупки, объявили… день трезвости с запретом продажи алкогольных напитков.

А как вам запреты местных властей продавать через автолавки вина, полученные кооператорами от винзаводов в счет сданных летом яблок?

Да, отнюдь не случайно в республике на высшем государственном уровне решается вопрос наделения руководителей местной потребкооперации статусом заместителей председателей исполкомов по торговле. Пока документ не принят. И будет ли принят — большой вопрос. А вот разрешения на возведение в райцентрах нескольких сетевых супермаркетов уже подписаны.

Держись, потребкооперация!

Петр КАВУНОВ, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter