Источник: Знамя юности
Знамя юности

Предъявите документы. Вместе с сотрудниками Госавтоинспекции искали бесправников на минских улицах

Кто за рулем?

«Мне всего сто метров проехать нужно», «На автошколу жаль денег и времени», «Муж в командировке, ребенка в сад отвезти некому» – какие только отмазки не придумывают бесправники, встретившись на дороге с инспекторами ГАИ. Их не пугают ни штраф, ни административный арест в случае повторного нарушения в течение года. Много ли автолюбителей без водительского удостоверения разъезжает по улицам в час пик? В поисках ответа корреспонденты «Знаменки» отправились в рейд со старшим инспектором ДПС отдела ГАИ Партизанского РУВД Минска Сергеем Жирновым. 

Все зафиксировано

Пятница. Конец рабочей недели. Минские дороги, заполненные машинами, напоминают муравейник: кто-то спешит домой, чтобы провести вечер в кругу семьи, другие мечтают побыстрее выехать за пределы МКАД и очутиться за городом. Есть ли в этом потоке водители, у которых нет права управлять транспортным средством? Вполне вероятно, размышляет Сергей, пока мы паркуем служебную «Шкоду» в небольшом «кармане» на улице Ванеева:

– Час пик – это любимое время для нарушителей, а не поздний вечер и ночь, как может показаться. Они знают: улицы и без того перегружены, поэтому уверены, что инспекторам не до проверок.

Час пик – любимое время бесправников

В Госавтоинспекции майор Жирнов несет службу уже 19 лет. Рассказывает, что бесправники на дорогах были во все времена:

– В общем потоке их определить сложно, но они сами себя часто выдают: при виде инспектора теряются и нарушают ПДД, на проспектах стараются побыстрее перестроиться в крайнюю левую полосу, становясь при этом виновниками ДТП. Есть и такие, кто тормозит на проезжей части, включает аварийку, открывает капот, делая вид, мол, что-то сломалось. Потому что знают: пока авто стоит, привлечь их к ответственности мы не можем. 

Были в практике Сергея и случаи, когда бесправник пытался поменяться местами с кем-то из пассажиров после требования об остановке:

– Не знаю, чем руководствуются нарушители в таких ситуациях. Невозможно незаметно перебраться на заднее сиденье с водительского. И доказать потом, что инспектору показалось, тоже не выйдет: на форме сотрудника есть видеорегистратор, он все фиксирует. 

Понять и простить

Первым для проверки останавливаем синий «Фольксваген».

– Добрый день! Я майор Жирнов. Предъявите, пожалуйста, ваши документы, – обратился Сергей к водителю, который спешно  искал в бардачке нужную папку. 

Техпаспорт есть, страховка тоже, техосмотр пройден. Для проверки прав Сергей вводит данные водителя в специальную программу, установленную на планшете, – она главны­й помощник всех  госавтоинспекторов. На экране открывается страничка, а на ней отображены Ф. И. О., фотография, данные о нарушениях и другая информация о владельце удостоверения. Все документы в порядке, желаем водителю хорошего дня и продолжаем рейд.

В планшете – база данных

– Наличия самой ламинированной корочки недостаточно? Нужно обязательно проверить права по базе? – интересуюсь.

– Да, – поясняет инспектор, – бывают случаи, когда при лишении права управлять транспортным средством водители не сдают удостоверение и продолжают разъезжать. А из базы удалить информацию об этом не могут. Также система выявит поддельный документ. В пос­леднее время эта проблема не так актуальна, как в конце 1990-х. 

По личным наблюдениям майора Жирнова, тех, кто, лишив­шись заветного удостоверения, продолжает садиться за руль, на дорогах гораздо больше, чем тех, кто не по­считал нужным получить короч­ку:

– А когда лишенные прав попадаются, то отговорки примерно похожи: «Авто – мой единственный источник заработка, поймите и простите». Не так давно подобные слова слышали от таксиста-бесправника. Он зарегистрировался в системе по удостоверению товарища и колесил по городу, подвергая опасности себя и пассажиров. 

Сергей Жирнов взмахивает жезлом и перед нами останавливается «Фольксваген» с третьим регионом на номере. Гостя из Гомельской области врасплох не застали: документы на месте. А что, если бы удостоверения все-таки не оказалось? Инспектор рассказывает:

– Предъявите ваши документы

– Если бесправник попадется в первый раз, он заплатит до 20 базовых, во второй раз грозит взыскание в размере до 50 базовых величин и/или адми­нистративный арест до 15 суток, в третий раз и более – арест или уголовный срок до двух лет. 

Вопрос со звездочкой

За пару часов мы проверили не один десяток авто. Водите­лей-нарушителей не встре­тили. В нескольких случаях Серге­й обратил внимание авто­вла­дельцев на необходимость продления страховки и посоветовал не затягивать со сменой прав в связи с окончанием их срока действия.

– Вот вы знаете, до которого года и месяца у вас удостоверение? – поинтересовался у меня госавтоинспектор. 

– До 2023-го, а месяц не вспомню…

– Такую информацию лучше держать в голове. Если сотрудник ГАИ остановит водителя и окажется, что срок действия документа истек на прошлой неделе, то такого автовладельца приравняют к бесправнику и его ждет наказание.

Отвечать перед законом придется и тому, кто, например, имея категорию C (грузовые автомобили массой более 3,5 тонны), управляет легковушкой, а также если во время прохождения медицинской комиссии водителю поставили диагноз, при котором запрещено садиться за руль, а он продолжает это делать, добавляет майор милиции:

– Если на водительском сиденье оказался молодой человек до 18 лет, то ответственность за его действия понесут родители, а значит, штраф платить придется им.

P.S. Во время дежурства мы не встретили бесправников. Но на следующий день инспектор рассказал, что одного нарушителя задержали через несколько часов после нашей встречи. За рулем оказался парень, лишенный прав. Теперь его ждет наказание. 

shestakevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter