Кто и зачем устраивает ложные массовые минирования в Беларуси

Кто взрывает наш покой

В пятницу в Минске, Бресте и других городах на электронные адреса учебных заведений и иных организаций поступили сообщения о минировании. Оказался в этом списке и Дом прессы, где находится наша редакция. Технологический процесс остановился. Согласно инструкции находящиеся внутри зданий люди были эвакуированы, саперно‑пиротехнические службы досконально изучили помещения. Взрывных устройств найдено не было. 


По каждому факту сообщения будет проведена отдельная проверка. Как именно разбираться в подобных случаях, милиция уже знает. Подобные массовые рассылки о возможном подрыве зданий поступают, к сожалению, нередко… 

Для чего все это делается — понятно. Задача — посеять страх и панику, максимально загрузить службы, которые должны включаться в работу в такие моменты. А еще нанести экономический ущерб. Ведь каждый выезд милиции, саперов, скорой помощи, МЧС на потенциальную угрозу стоит немалых средств. К тому же предприятия и производства на некоторое время вынуждены останавливать работу. А это тоже в ряде случаев создает экономические проблемы. Кто это делает? По информации ­ГУВД, 90 процентов сообщений о ложном минировании поступает из‑за рубежа. 

Олег Шандарович, первый заместитель председателя Следственного комитета, говоря недавно об электронном терроризме, обратил внимание, что за последнее время произошел значительный рост преступлений в этой сфере:

— Если за весь 2020 год зарегистрировано более 100 фактов, то за первое полугодие 2021‑го — более 130. Особенно много случаев в этом году в Гомельской области. 

По его словам, «минируют» стратегические объекты в подавляющем большинстве случаев через электронную почту. Сегодня практически никто не звонит по телефону. Как правило, рассылка веерная, массовая. Чтобы скрыть IP‑адреса, используют известный сервис Proton. Последние сообщения приходили в основном через него. Сам сервис электронной почты создан, чтобы шифровать данные отправителя сообщения и фактически сразу их уничтожать.


В ряде случаев электронный терроризм используется как определенный инструмент. Сообщения о «минировании» поступают, как правило, в преддверии значимых государственных событий. На каждый такой факт происходит реагирование. Выбывают экстренные службы, работает саперно‑пиротехническая группа, как итог — возбуждается уголовное дело. Высока вероятность, что и в результате вчерашнего массового ложного минирования будет возбуждено уголовное дело. 

Тем, кто задумывает подобное преступление, не мешало бы знать, что в данном случае предусмотрен четкий алгоритм привлечения к ответственности. За заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность для жизни и здоровья людей, либо причинения ущерба в крупном размере, либо наступления иных тяжких последствий, предусмотрено наказание в виде штрафа, или ареста, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на срок до 5 лет. Если эти действия совершены повторно, или группой лиц, или нанесли ущерб, наказание наступает в виде ограничения свободы на срок до 5 лет или лишения свободы на срок от 3 до 7 лет. Ответственность за подобные действия наступает с 14 лет. Кстати, не так давно милиция задержала три группы несовершеннолетних сваттеров — людей, которые от имени другого человека присылают ложные сообщения об опасности, чтобы избавиться, к примеру, от конкурента в игре. Не исключено, что вчерашние минирования также окажутся детскими «шалостями», которые оборачиваются недетскими последствиями. 
С теми, кто поднимает панику и суматоху, разберутся. И чтобы не играть электронным террористам на руку, нужно помнить о главных правилах в случае возникновения подобной ситуации: не паниковать и четко исполнять инструкции специальных служб. Они точно знают, что и как нужно делать, чтобы не случилось беды. 
isaenok@sb.by

Фото Вячеслава ЦУРАНОВА. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter