Большинству спортивных секций не из кого выбирать будущих чемпионов

Кто выйдет на старт

Спортивный выбор наших детей сегодня как никогда разнообразен. Более полусотни видов спорта в виде секций и спортивных школ воспитывают новое поколение чемпионов. Детская мода на физические упражнения диктует свои особенности. В тренде сейчас клюшки и теннисные ракетки, а вот молот и копье могут стать раритетными снарядами. Но в разнообразной картине развития есть и подводный камень — резкое снижение интереса детей к спорту. Уже через десять лет во многих секциях может просто не оказаться воспитанников. Чего не видно за цифрами спортивной статистики?


Гомельская область — лидер по количеству спортивных школ и центров. Тут их 80. Занимаются  33 000 детей и подростков. Показатель очень неплохой. Самая большая численность в секциях легкой атлетики — более 5000 ребят. Столько же объединяют все виды борьбы — дзюдо, самбо, вольная и греко-римская. Футбол — 4300 детей, гребля — 3500, плавание — более 2000, тяжелая атлетика — 1500, бокс — 1300, хоккей — 684, шашки и шахматы — 500. Это  показатели массовости охвата секционной сети. Народная популярность секций имеет другую структуру. Где есть спрос, открываются платные услуги. Юным поколением, безусловно по настоянию родителей, востребованы хоккей, плавание, теннис, карате. Спорт сегодня уже давно телешоу. Например, на фигурное катание выстраивается очередь, рассказывает мама начинающего фигуриста Ирина Гринштейн:

— Мой семилетний Никита уже три года занимается фигурным катанием, в активе — серебряная медаль республиканских соревнований. Безусловно, особый интерес к этому спорту подогрели многочисленные телешоу танцев на льду. Если мальчиков в секции пока немного, то девочек, наверное, около 40. И очередь. Очень непростой вид спорта, но доступный — есть ледовый дворец, различные площадки. Мы теперь катаемся на коньках всей семьей.

Никита ГРИНШТЕЙН.

На фоне ледовых и теннисных успехов королева спорта легкая атлетика значительно потеряла в популярности. И не только она. За последнее десятилетие количество детей, занимающихся спортом, только в Гомельской области сократилось на 4 тысячи. И это на фоне постоянного открытия новых спортивных объектов! Количественное сокращение — верхушка айсберга. Тренеры всех видов спорта в один голос говорят о низкой физической форме тех, кто приходит в секции. Мир компьютеров, заменив уличные игры, не дал мышечного развития новому поколению. Известный белорусский дзюдоист, мастер спорта международного класса Евгений Бедулин рассказывает об отсутствии конкуренции среди юных спортсменов:

— Это не только мой опыт, но и моих коллег-тренеров по дзюдо, вольной борьбе, греко-римской. Мы сегодня набираем группы детей, но в этих группах минимальная конкуренция. Например, в моем детстве тренер мог выбирать. К нему приходили 30 пацанов, он через полгода оставлял 10 — 15. Выбирал по физическим данным, по желанию заниматься, по наличию качеств победителя. Когда дети подрастали, проводился следующий отсев, и конкуренция в юношеском спорте была очень высокая. Сегодня мы с трудом набираем в секции по 10 юных борцов. Среднесписочное количество сохраняется, но качество на выходе падает. И, к сожалению, тенденции к улучшению пока нет. 

Будущие чемпионы татами

Тенденция общемировая: школьники Великобритании, России, Китая, США, Бразилии меняют реальный мир на виртуальный. В этих условиях прежние интересы, а спорт и спортивные игры были частью их, отмирают. Что делать? Преподаватель физкультуры с 39-летним стажем, а ныне пенсионер Александр Ковалев на проблему физической готовности современных школьников смотрит без пессимизма. Он уверен, что спорт может стать частью школьного образования и это даст новый толчок к его развитию:

— Есть два пути развития школьной физкультуры. Первый — оставить все как есть. Физкультура — это не поставщик спортивных кадров, а общеукрепляющий здоровье процесс. Второй — определить 3 — 4 приоритетных незатратных вида спорта, которые будут развиваться в стране, и делать на них упор. У детей будет не просто физкультура, а полноценные уроки волейбола, борьбы, футбола, шахмат. Спортивное соперничество между школами, вузами, колледжами будет культивироваться. 

В системе образования человек находится в среднем от 9 до 16 лет. Это возможность воспитать как специалиста, так и спортсмена. Например, американские школы и колледжи вне зависимости от специализации заинтересованы в привлечении учеников с хорошими спортивными данными. Их будущие победы — положительная реклама учебного заведения. В Китае, который в последние годы массово штампует спортивные победы, пошли по другому пути. Они создают спортинтернаты для молодежи по примеру наших училищ олимпийского резерва. Но привлекают будущих спортсменов еще и дополнительными специальностями: фельдшер, массажист, спортивный менеджер. Не получилось в большом спорте — зато получил профессию.

Проблема снижения интереса детей к спорту — интернациональная. Ее невозможно решить только активностью тренеров, спортивных управленцев или открытием новых объектов. Необходимо менять подходы к поиску, а возможно, и к подготовке спортсменов. Не потому, что прошлые подходы плохи. Просто развитие технологий буквально в ближайшее десятилетие изменит мир и интересы человечества до неузнаваемости.

Учитель как первый тренер


Интересен японский подход. Там физкультура для мальчиков — это дзюдо. Для девочек — игровые виды спорта (хотя можно и дзюдо). Школьная борцовская подготовительная база позволяет потом в юношеском возрасте при необходимости переучиваться из дзюдоистов, к примеру, в вольников. При минимуме затрат страна имеет хороший выбор борцов обоих полов. Результат — яркое выступление на последней Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Борцы принесли Японии 18 медалей (6 золотых, 4 серебряные, 8 бронзовых). Хотя на первом, школьном этапе затраты на подготовку этих спортсменов ограничивались зарплатой учителя-тренера и борцовским ковром (татами).

Другой пример — небогатая Сербия, которая всегда доминирует в игровых видах спорта. Футбол, гандбол, волейбол, баскетбол в 7-миллионной стране начинаются со школьной парты. Идут от простого — в любой школе есть спортзал, нужен только тренер. Физрук — это тренер. Уроки — тренировки. Кто показывает результаты — идет в секции, спортшколы. Работает селекционный отбор. Аналогичная схема и в крошечной по меркам населения (320 000 человек) Исландии.

Начальник управления спорта и туризма Гомельского облисполкома Дмитрий Езерский рассказал о роли учителей в поиске будущих спортсменов:

— Наверное, сейчас две основные проблемы — тренерская и селекционная. Первая — финансово удержать наш тренерский корпус  и привлекать новые кадры. Если человек стал призером чемпионата мира, многие страны хотят, чтобы он передавал свой опыт после завершения карьеры их спортсменам. Поэтому борьба за кадры серьезная. Второй момент — селекция. Мы бы очень хотели, чтобы школьные учителя физкультуры, директора школ были более активны в этом направлении. Ведь большинство учителей физкультуры могут вести школьные секции по волейболу, футболу, баскетболу или структурировать свои занятия под какой-то конкретный вид спорта. Но большинству нужна мотивация для этого. Как вы понимаете — финансовая. Поэтому было бы неплохо, чтобы школьный учитель, который нашел будущего чемпиона, также вносился в карточку спортсмена, как и спортивные тренеры. Тогда в дальнейшем при победах воспитанника он будет получать свои дивиденды.

Кстати

По мнению психологов, физическая подготовка лишь часть того, что спорт дает ребенку. Занятия спортом дисциплинируют растущего человека, формируют чувство ответственности, развивают лидерские качества, позволяют лучше социализироваться в обществе. Большинство успешных политиков, бизнесменов, актеров и звезд шоу-бизнеса в детстве активно занимались спортом.

sb_gomel@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter