Кто выкупает свою долю счастья?

Исключительным феноменом белорусской народной свадьбы является каравай. Долгая и сложная процедура его приготовления сопровождалась специфическими ритуальными действиями, богатыми на ассоциации словесными формулами, огромным количеством обрядовых песен.

К сожалению, в настоящее время секреты выпекания этого некогда обязательного ритуального хлеба постепенно утрачиваются. На смену ему приходит далеко не равнозначный и не равноценный городской торт. При этом те, кто его заказывает, и те, кто готовит, даже и не догадываются, сколько ошибок они при этом допускают и какие последствия это будет иметь с течением времени для семьи молодоженов!
l Каравай выпекался только один раз — при первом браке. Если мужчина или женщина создавали вторую семью, ритуальный хлеб не выпекали, а значит, и не делили между членами рода.
l Как правило, на свадьбу  выпекали два каравая: один — в доме невесты, другой — в доме жениха.
l Ритуальный хлеб выпекали 5—7 женщин-каравайниц, главной среди которых была  крестная мать жениха или невесты. Никогда не приглашали участвовать в этом ритуале вдов, разведенных или бездетных женщин: считалось, что их несчастливая судьба может отрицательно повлиять на будущее молодой семьи.
l Хлеб-каравай — символ-предсказание, своеобразная книга будущей жизни молодых людей. В Ляховичском районе нам рассказали о таком случае. Топил печь, ставил рощину, месил тесто, садил каравай в печь родной дед невесты. Когда он достал каравай, оказалось, что хлеб имел глубокую сплошную трещину. Все присутствовавшие ахнули: дурной знак, жить в паре не будут. Деду порекомендовали повторить замес и испечь новый каравай. Однако и во второй раз произошло то же самое. Свадьбу сыграли, но семья просуществовала ровно месяц.
l С момента приготовления каравая и до начала ритуала его деления между участниками свадебного торжества обрядовый хлеб нужно беречь как зеницу ока. Лучше всего его накрыть рушником и хранить подальше от людских глаз.
l Караваи бывают разными по форме. На брестском и гомельском Полесье они одноярусные, в их середину втыкают две обвитые тестом веточки груши. Их называют “шишечки”. Одна из них имела У-образную форму (“двойчатка”) и являлась символом невесты. Другая имела тройное разветвление (“тройчатка”) и была символом жениха.
l Более распространенный трехъярусный каравай символизирует три поколения одного рода. Верхний ярус, как правило, украшают фигурками испеченных из теста птиц (лебедей, голубей), которые обязательно перевязывают красной лентой восьмеркой — знаком  вечности. Эту часть срезают первой и, не деля, отдают молодым. “Свадебную долю” молодые могут хранить всю жизнь, а могут съесть сами, но при этом ни с кем не делиться. Средний ярус — чуть шире, символизирует семью жениха или невесты, поэтому его делят между членами семьи и ее самыми близкими родственниками. Третий, нижний и самый большой ярус, символизирует весь род, поэтому его делят между всеми остальными участниками свадьбы. “Подошву” (остатки) каравая, как правило, отдавали музыкантам.
l Во многих регионах Беларуси существовал такой обычай. Веко дежи с остатками каравая бросали в толпу стоящей рядом молодежи. Если его ловили девушки, то они старались выбежать с ним во двор и бросить на крышу дома — чтобы пойти замуж за парней из соседних деревень. Если же остатки каравая доставались парням, те бросали их на печь, чтобы девушки с их деревни не выходили замуж в другие деревни.
l Выносить, делить каравай должны сваты, которые прежде всего и были по отношению к жениху или  невесте крестными родителями. Но необходимо соблюсти еще одно правило свадьбы — парность. Поэтому каравай выносила и делила супружеская пара: крестный отец со своей супругой или крестная мать со своим супругом. Главное, выбрать достойную пару, так как этот этап свадьбы, считалось, особенно влиял на будущее молодоженов (подобное должно спровоцировать, спрогнозировать подобное)!
l Перед тем как начать делить каравай или во время его деления невеста одаривала подарками самых близких родственников жениха (о количестве таких подарков договаривались заранее, чтобы не обидеть кого-либо из присутствовавших). Это было не что иное, как благодарность за то, что ее выбрали и приняли в свою семью.
l Каравай — символ семейного счастья. Уйти со свадьбы без кусочка каравая равносильно тому, что вы не принимали участия в свадебном торжестве. А чтобы молодые одарили гостей караваем, те приносили подарки и “выкупали” часть свадебного каравая — свою “долю” счастья.
l Как правило, кусочек каравая приносили домой и делили между теми, кто не был на свадьбе, а небольшую часть могли засушить в качестве амулета-оберега. Его давали с собой, например, тем, кто отправлялся в далекую дорогу; бабушки клали в карман школьного костюма своего внука, чтобы предостеречь его от задиристых ребят...

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter