Кто вы, «Друзья»?

Сериалы с Анной Шадриной
Есть сериалы вполне рейтинговые, но которые я заставить себя смотреть не могу. Даже из профессионального интереса. К таким фильмам я отношу популярный американский ситком «Друзья». Знаю многих людей, записывающих приключения Рейчел и ее друзей на кассеты и диски в домашнюю коллекцию. Главной привлекательностью «Друзей» поклонники сериала считают не столько Дженнифер Анистон в главной роли, сколько его оригинальный юмор. Со мной все наоборот. Когда раздается закадровый смех, мне не смешно. Дело в том, что большинство шуток в «Друзьях» — внутриконтекстуальные, адресованные американскому зрителю. Даже при отменного качества переводе на русский язык, с учетом всех особенностей молодежного сленга остросовременный продукт вне культурного контекста превращается в затянутое бытоописание. Если показать обычному американскому телезрителю российскую версию ситкома «Моя прекрасная няня», ему тоже будет не смешно. Ведь шутки, придуманные сценаристами из КВН, отсылают к нашим реалиям. К своеобразию рекламного поля, эстрадной иерархии, кинематографическому и литературному процессам. К понятиям «вещевой рынок», «лимита», «челночники». Безусловно, кинематографисты апеллируют и к «интернациональным» смысловым кодам. На всех языках понятно, почему героиня сидит на диете и как меняется настроение героя, когда внезапно приезжает погостить на полгода вся родня героини. Но вот какую смысловую нагрузку несет появление в очередной серии, к примеру, Федора Бондарчука или Николая Баскова, иностранному зрителю невдомек. Поэтому большинство успешных западных проектов адаптируют к «местной действительности» в других странах.

С «Друзьями» иная ситуация. Сюжет комедии крайне трудно вписать в наш культурный контекст. На беглый взгляд комедия положений в «Друзьях» заключается в том, что три девушки и трое парней попутно с завоеванием места под солнцем в большом городе пытаются устроить личное счастье внутри своей маленькой компании. Они то образовываются в пары, то расходятся, ссорятся, мирятся, влюбляются. Все комические ситуации вертятся вокруг любви. Но, по сути, «Друзья» — описание такого явления, как «институт одиночного проживания». Герои сериала вышли из студенческого возраста. И вошли во взрослую самостоятельную жизнь. Вдали от родительской опеки, но не обремененные еще собственными семейными узами. Нельзя сказать, что на постсоветском пространстве жизненный сценарий «школа — институт — семья» — единственный. Но у нас нет кинематографической традиции брать за основу сюжета этап между институтом и семьей. Он слишком для этого короток. Большинство героев наших сериалов либо на пути к ЗАГСу, либо уже переживают семейные коллизии. Поэтому целевая аудитория сериалов — семейные люди, которые приходят с работы, справляются с домашними обязанностями, а затем релаксируют у телевизора. Суть визуального наслаждения, как известно, — в радости узнавания, отождествления себя с действующими лицами. Поэтому семейные сериалы для семейных людей. Но на Западе всегда существовала традиция более позднего возраста вступления в брак. А в постиндустриальную эпоху эта традиция только окрепла. Если в капиталистическом мире профессиональное признание добывается «когтями и зубами», то сначала, понятное дело, — карьера, а потом можно и о семье подумать. Вот почему американцам близок и понятен сериал «Друзья». В нашем пространстве мы только начинаем присматриваться к идее «не торопиться с этим делом, вначале надо встать на ноги». Поэтому нет и адекватного способа ни говорить, ни уж тем более шутить на эту тему. И в Рейчел, я, например, себя не узнаю.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter