Кто враг Церкви?

Чаще других в списки попадают либералы, коммунисты, прогнивший Запад, масоны. Только все это не то! Гонители уходят, приходят новые, а одно древнее зло никогда не покидает церковный горизонт, нависает густой тенью так плотно, что не всякий сразу поймет, где свои, а где чужие.

И имя у этого врага есть. Только помолиться за него не получится, потому что это не человек и не организация, а безликое и всеохватное мироощущение, крайне живучее, потому что удобное и, похоже, до конца неистребимое. Смертельный враг Церкви — клерикализм. Только ему одному под силу нанести Церкви такие раны и повреждения, которые заживают нескоро и приносят новые страдания.

Что такое клерикализм? Это мировоззренческая позиция, которая предполагает отождествление Церкви с духовным сословием. Почему клерикализм так живуч и почему он преследует Невесту Христову на протяжении тысячелетий? Потому что клерикализм — совершенно естественная реакция на религию, а поскольку христианство выдает себя за религию не одну сотню лет, есть большой соблазн и Евангелие подверстать под удобную и естественную систему общественных отношений, которая верит, что религия — удел отдельной касты жрецов, выполняющих определенные функции и отправления.

С такими мыслями бродил я недавно по набережной вдоль гомельского парка, и вдруг меня останавливает гражданин с пакетом солнечных мандаринок:

— Возьмите, батюшка! Ведь у вас там пост!

Пост, получается, у нас, у попов! А что же этот добродушный дядечка не православный, не крещеный, в храм не ходит? Как же! Крещен, и бабушка молиться научила, и покойников поминает! Просто он и сам не понял, что озвучил позицию, которая не вызывает сомнений ни у одного нормального человека: религия — это то, чем батюшки занимаются, а мы, грешные, придем в храм, когда положено, выполним, что скажут, а потом нам что-нибудь выдадут, главное, руку не забыть поцеловать.

Что выдадут? Зачем выдадут? Кем положено? Про такое только масоны спрашивают и обновленцы! Батюшки там разберутся! Вот мы и разбираемся. И каждую Пасху хотя бы одна дама подойдет с вопросом:

— Батюшка! А когда в церкви артроз выдают?

— Зачем вам артроз? Берите артрит!

— Нет, мне артроз! Сказали, очень помогает! Надо, чтобы дома был!

И несут домой целые пакеты ни в чем неповинного артоса, чтобы через год ломать голову: в землю закопать, в реку бросить или сжечь эту великую святыню?

Отсюда и нехорошее слово «миряне» — не выношу его, не принимаю! Это не просто слово, это своего рода «символ веры», вероисповедальная концепция, которая раскрывается в книжках под общим названием «Как спастись в миру?». То есть, если ты не принадлежишь к одному из духовных сословий, ты уже не дитя Божие, а человек, внешний Церкви. И не подумайте, что духовенство, говоря «Церковь», имеет в виду церковную организацию, нет, сама церковная организация и есть в глазах клерикалов Тело Христово. Только клерикалами я называю не священников, а всякого человека, даже неверующего, который сознательно или бессознательно отождествляет Церковь с духовным сословием, остальных относя к категории мирян, «собирающих крошки с трапезы господ».

И не обижайтесь, пожалуйста, потому что это не может звучать оскорбительно для человека, которого вполне устраивает такое положение дел: и духовенству хорошо, и мирянам не обидно — ведь все за нас делают! И когда говорят, что миряне участвуют в богослужении, мне видится посетитель филармонии, внимательно слушающий скрипичный концерт. Только никому и в голову не придет сказать, что слушатель участвует в концерте.

Архимандрит Савва МАЖУКО.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter