Кто видел смерть, тот ценит жизнь

На нашей земле война оставила свой самый глубокий и кровавый след...

Апрель 1945 года. Нацистский рейх под ударами Красной Армии и войск антигитлеровской коалиции доживал последние дни. В дополнение к приказу Гитлера взрывать при приближении противника концлагеря вместе с теми, кто в них находится, рейхсфюрер СС Гиммлер издал свою зловещую директиву — ни один из заключенных не должен попасть живым в руки солдат наступающих армий. Содержание документа стало известно и в лагере Бухенвальд.


Как только прозвучал условный сигнал подпольного комитета сопротивления, около тысячи человек, самых смелых и мужественных, внезапно напали на лагерную охрану и оружейный склад, вывели из строя электростанцию. Бой длился в течение часа и закончился победой восставших. Двадцать тысяч узников из разных стран Европы обрели долгожданную свободу.


Цифры на сердце


На нашей земле война оставила свой самый глубокий и кровавый след: здесь захоронено только учтенных 1.191.336 солдат и офицеров, павших на поле боя. А сколько не только военных, но и гражданских осталось лежать в безымянных могилах?! У нас, как нигде в Европе, нацистская машина смерти работала без остановок, с июня 1941 года по июль 1944–го. Согласно сводному протоколу заседания Государственной чрезвычайной комиссии от 21 декабря 1945 года, в Белоруссии за годы войны гитлеровцы уничтожили 1,4 миллиона человек гражданского населения и 377.776 угнали в рабство. Однако и эта жуткая статистика не отражает полной картины. По уточненным данным, за период непрерывных боевых действий на территории Белоруссии погибли 2,5 миллиона человек. На оккупированной территории в концлагерях и других местах принудительного содержания томилось свыше 200 тысяч.


Сколько людей было вывезено в Германию, определялось при возвращении на родину. На каждого репатрианта оформлялось так называемое фильтрационное дело. Но на детей младше 16 лет оно не составлялось. А ведь немцы вывезли десятки тысяч многодетных семей! Вот почему при заполнении квалификационных карт на компенсационные выплаты пострадавшим у такой категории лиц возникли проблемы из–за отсутствия необходимых сведений. Кроме того, много мужчин–узников после освобождения из неволи были призваны в Красную Армию, а при демобилизации тоже не подверглись соответствующему учету.


Во время оккупации, чтобы лишить партизан поддержки населения, гитлеровцы вывезли за пределы страны один миллион белорусов. Особенно пострадали от таких «зачисток» партизанские зоны Витебской области. Витебск, Городокский, Лиозненский, Богушевский, Лепельский, Оршанский, Дубровенский да и многие другие районы практически обезлюдели.


Потерянное поколение?


Сегодня многим жертвам нацизма перевалило за 80. Среди них немало инвалидов, людей, прикованных к постели. Им требуется повышенное внимание и забота. Не секрет, что в целом ряде стран, подвергшихся гитлеровскому нашествию, приняты законы о жертвах нацизма, но почему–то не у нас, где погиб каждый третий. Не определен и статус бывших узников концлагерей и гетто.


В 2010 году был создан Белорусский союз общественных объединений бывших узников фашизма «Эхо войны». Свою основную задачу организация видит в том, чтобы защищать в государственных органах власти законные права и интересы всех категорий бывших узников фашизма, привлекать общественное внимание к их социальным проблемам, проводить гуманитарные проекты для оказания им материальной помощи. Кто видел смерть, тот ценит жизнь.


Мы — последние свидетели и участники той страшной войны. Десятки тысяч узников фашизма, наших сверстников, включая детей, погибли за колючей проволокой. Они не просто ушли из жизни — исчезли во мраке небытия бесследно: ни имени, ни памяти. Поистине мы имеем дело с поколением, которое как бы «выпало» из истории, оказалось «пропущенным» в ней. Поэтому задачи союза «Эхо войны» гораздо шире, чем только решение вопроса об установлении статуса узника фашизма и принятие закона о жертвах нацизма. Союз участвует в увековечении памяти жертв фашизма в Беларуси и за ее пределами, содействует изданию исторических документальных книг, воспоминаний, фотоальбомов.


Владимир ШАКУТИН, председатель союза «Эхо войны», Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter