Что показал рейд ГАИ по проверке маршруток

Кто везет — того и проверяют

Аварии с маршрутками, увы, не редкость. Водители спешат, пассажиры не пристегиваются, а итог порой оказывается печальным. С 11 по 20 марта ГАИ проводит профилактические мероприятия: инспектора проверяют документы, техническое состояние транспорта и напоминают о правилах безопасности. Мы отправились в один из рейдов — результат удивил.

Жезл в деле

Борисов, 17:00. Город живет в вечернем ритме — машины несутся по проспекту Революции, люди торопятся домой. Но некоторым придется задержаться. На обочине дежурит экипаж ДПС — инспектора Евгений Хадасевич и Игорь Амбросов.

Первая маршрутка появляется на горизонте. Взмах жезла — и машина послушно прижимается к обочине. Мужчина заметно нервничает: никак не может найти техпаспорт, звонит сменщику. Спустя минуту оказывается, что документы в порядке, техническое состояние тоже. Водитель облегченно вздыхает и уезжает. Вторая проверка — та же история: все чисто. И третьему повезло — страховка заканчивается завтра, пока он в рамках правил.

Рабочий график у маршрутчиков жесткий: два через два, с пяти утра до полуночи. Перед каждой сменой обязательный медосмотр. Инспектора внимательно изучают путевой лист. Как отмечает Евгений Хадасевич, водители иногда хитрят: освидетельствование проходит один, а на линию выходит другой. Это уже серьезное нарушение.

Инспектор Игорь Амбросов.

За полчаса проверили еще пять маршруток — не подкопаться. Оперативно сворачиваемся и меняем место дислокации. Рейд продолжается возле железнодорожного вокзала — здесь находится конечная и отправная станция большинства маршруток. Помимо документов, сотрудники ГАИ внимательно осматривают техническое состояние транспорта.

— В первую очередь проверяем фары и стекла. Именно с этим чаще всего бывают проблемы. Машины на линии почти без перерывов. Из‑под колес постоянно летят камни, песок, вот и появляются повреждения, — поясняет Хадасевич.
Шины тоже под пристальным вниманием. Еще один важный момент — количество пассажирских мест. Когда‑то водители жульничали и добавляли сиденья сверх разрешенного количества, но теперь такие уловки исключены.
Инспектор Евгений Хадасевич.

— Я часто езжу на маршрутках, и раньше можно было поехать стоя, если мест не было, — делится пассажирка Елена— Сейчас такого нет. Даже если спешишь, даже если всего одна остановка — не возьмут.

По технической линии у транспорта тоже все гладко. Инспектор только пожимает плечами — предсказуемо.

— Все маршрутки новые, их обновили буквально в этом году, — поясняет Евгений Хадасевич. — Водители знают, что проходит профилактическая акция, поэтому стараются соблюдать все правила. Но это не значит, что никто не ошибается. Буквально вчера у одного было предписание: нарушил требования дорожного знака.

Минус ремень — плюс травмы

Безопасность пассажиров зависит не только от водителя. Сами люди часто пренебрегают элементарными правилами. Об этом напоминает заместитель начальника управления УГАИ УВД Миноблисполкома Дмитрий Христовский:

— На безопасность при перевозке пассажиров влияют многие факторы: техническое состояние транспортного средства, соблюдение ПДД, в том числе самими пассажирами. Речь об использовании ремней безопасности. Многие относятся к ним беспечно и не пристегиваются. А ведь в случае ДТП это серьезный риск.

Ответственность за нарушение несут все: и водитель, и пассажир.

— Если человек переживает за свою жизнь и здоровье, он должен проявить гражданскую позицию. Например, сели в маршрутку, хотите пристегнуться, а ремень не работает — сообщите об этом водителю. В салоне есть телефон горячей линии оператора перевозчика, — объясняет Христовский.


В Дзержинске нашли способ бороться с теми, кто не желает пристегиваться. Водитель предупреждает пассажиров о необходимости воспользоваться ремнем безопасности. Если кто‑то отказывается, он вызывает наряд. Не пристегнулся — плати штраф.
Значение ремня безопасности наглядно показала недавняя авария в Мачулищах. Был гололед, водитель не соблюдал скоростной режим, на закруглении дороги машину занесло. Она вылетела в кювет. Пассажиры, которые были пристегнуты, не пострадали. А те, кто проигнорировал личную безопасность, получили травмы.
КСТАТИ

В Минской области работают 109 перевозчиков. Несмотря на регулярные проверки, аварии с маршрутками все же случаются. В 2024 году зарегистрировано 10 таких ДТП, в которых 30 человек получили травмы. Для сравнения: в 2023‑м произошло 12 аварий, в них погибли 13 человек, еще 30 пострадали. Чтобы снизить количество нарушений и аварий, в прошлом году сотрудники ГАИ провели 11 профилактических мероприятий, в ходе которых выявили 2184 случая нарушения ПДД водителями маршруток. Также организовано 90 совместных рейдов с Транспортной инспекцией и 27 — с контрольно‑ревизорской службой «Миноблпассажиртранса». В результате таких проверок выявлено пять случаев незаконных перевозок.

kurnevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter