Вопрос от многих минчан: можно ли ускорить запуск лифтов после их замены?

Кто в ответе за лифт?

Госпрограммой «Комфортное жилье» на 2016 — 2020 годы предусмотрено заменить 11.298 лифтов, прослуживших 25 и более лет. Никогда не было столь масштабной кампании. Прежде ежегодно менялись лишь около 500 подъемников, а в прошлом году только в Минске заменили 2214. Дело нужное. И все же люди спрашивают: почему так долго приходится ждать запуска? Как быть жильцам с инвалидностью, мамочкам с колясками, старикам? Есть ли возможность минимизировать неудобства? К обсуждению «СБ. Беларусь сегодня» пригласила Андрея Ромашко, начальника управления жилищного хозяйства Министерства жилищно‑коммунального хозяйства, Игоря Гончарика, заместителя главного инженера ГО «Минское городское жилищное хозяйство», Петра Климко, начальника управления надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов Госпромнадзора МЧС, и минчанку Татьяну Сушко.


Почему так долго?

Андрей Ромашко.
А.Ромашко: На январь в стране по программе «Комфортное жилье» заменено уже более 7 тысяч лифтов. Еще около 4 тысяч в планах на этот год. Насколько это подъемная задача? Сегодня да. Первые годы выполнение программы немного хромало. Не было обкатанных механизмов работы с подрядными организациями, не хватало людских ресурсов. Но главное — отсутствовал гарантированный источник финансирования. После того как вопрос с выделением денежных средств был решен Главой государства, все области вышли на нужный темп. В год меняются 3,5 — 4 тысячи лифтов. Близится к завершению реализация программы в Могилевской области. Витебская неплохо справляется. В принципе, нет лидеров и аутсайдеров. Но наибольшая концентрация подлежащих замене лифтов, конечно, в столице.

И.Гончарик: Госпрограммой у нас предусмотрено заменить 5772 единицы лифтового оборудования. В 2016‑м заменили 199, в 2017‑м — 240, в 2018‑м — 771, в 2019‑м — 2214. В планах на этот год — еще 2095 лифтов. Из них 73 уже заменены, в работе 434, по 147 определен подрядчик, ведутся процедуры закупок на выполнение строительно‑монтажных работ по 399 лифтам, по оставшимся проектно‑сметная документация находится на разных этапах разработки. Нет сомнения, что справимся. Соблюдение графика на постоянном контроле заказчиков и в Минском городском жилищном хозяйстве.

Т.Сушко: В прошлом году и в нашем доме по ул. Матусевича, 61 меняли лифты. Работы в подъезде начались 15 июля и должны были завершиться в течение 3,5 месяца. А лифт пустили в начале ноября!

Игорь Гончарик.


И.Гончарик: Сколько времени потребуется для замены лифтов, оговаривается в проектно‑сметной документации, которая разрабатывается для каждого жилого дома. Нормативные сроки зависят от этажности, количества лифтов в здании, других факторов… Где‑то это может быть и 2,5 месяца, где‑то — и 4,5.

Т.Сушко: Даже когда лифт уже смонтирован, пуска его приходится ждать еще не одну неделю. Думаю, просто много объектов и мало специалистов.

А.Ромашко: На начальном этапе действительно определенные сложности были связаны с количеством организаций (проектных, монтажных и т.д.), которые в Беларуси могли этим вопросом заниматься. Конкуренция на рынке практически отсутствовала. Это потянуло за собой и превышение нормативных сроков замены лифтового оборудования, а также его наладки и дальнейшего ввода в эксплуатацию. Поэтому дополнительно создавались звенья‑бригады, в первую очередь в организациях коммунальной собственности. И проблема была решена буквально в течение полугода. Со временем появились и частные фирмы.

И.Гончарик: Замена самих кабин — это полдела. После монтажа нужно провести пусконаладочные работы, получить все необходимые разрешения на ввод в эксплуатацию, в том числе со стороны завода‑изготовителя, обслуживающей организации, Госпромнадзора. Поскольку масштабная замена идет по всему Минску, не всегда удается сделать это так быстро, как хотелось бы жильцам. К тому же, если в ходе обследования выявляются недоработки, нужно время на их устранение. Это оборудование повышенной опасности, приемка в эксплуатацию — серьезный этап. А этой работы население, как правило, не видит.

В среднем замена лифта в 9‑этажном доме обходится в 50 — 52 тысячи рублей.

Встать в очередь

П.Климко: Бывает, к нам люди обращаются письменно: почему не пускается лифт? А у нас заявки на техосвидетельствование еще не было. Будет — сделаем. Это уже вопрос к заказчику, мы сроки ввода не контролируем. Порядок приемки лифтов в эксплуатацию установлен нормативными документами. Наша задача — провести техническое освидетельствование, убедиться, что лифт исправный и безопасный, и потом его зарегистрировать. Когда подрядчик заканчивает работы по монтажу и наладке, на адрес Госпромнадзора направляется заявление на проведение техосвидетельствования лифта. Заключение договора на выполнение этих работ занимает 2 — 3 дня. Затем выставляется счет, и после проведения оплаты эксперт имеет право выехать на место. Но тут возникают нюансы. Например, специалист связывается с монтажной организацией и слышит просьбу… подождать: мол, еще не все готово. Жильцам же при этом говорят, что это Госпромнадзор затягивает сроки! Нужно разбираться по каждому лифту отдельно.


И.Гончарик: Но ведь такая ситуация возникла не на пустом месте. Существовали очереди в ожидании экспертов…

Петр Климко.

П.Климко: С начала прошлого года для работы в Минске мы стали подключать экспертов из регионов — всего их в Госпромнадзоре около 30. Плюс есть еще 2 — 3 организации, чьи специалисты имеют полномочия на выполнение этих работ. Если мы не успеваем, направляем заявки им. И сейчас, если оплата техосвидетельствования идет из бюджета, то эта работа выполняется в течение 5 рабочих дней. Наиболее частые вопросы на этапе приемки? В первую очередь выдержит ли лифт испытания в части срабатывания устройств безопасности. Ряд вопросов возникает с приведением в соответствие требованиям шахты лифта, машинного помещения. Есть моменты, связанные непосредственно с качеством изготовления, например с ловителями. Но завод‑изготовитель их решает.

— А если эксперт приехал, а в шахте лифта, скажем, еще не заштукатурена стенка — это отодвигает сдачу еще на несколько недель?

П.Климко: Эксперт обязан принять лифт в соответствии с проектной документацией. Если что‑то не сделано, значит, он свою подпись не поставит. Но, как правило, даст возможность организации быстро устранить недостаток в течение дня и выдаст положительный акт. Наши эксперты не заинтересованы задерживать приемку. Но есть организации, которые выделяют на дом одну бригаду и на приемку лифта в каждом подъезде вызывают эксперта. Тогда работа затягивается. А есть такие, которые работают несколькими бригадами, одновременно выполняют замену лифтов сразу в 3 — 5 подъездах, потом одновременно все сдают. На мой взгляд, сроки во многом зависят от процесса организации работы.

Кстати, в прошлом году, когда наши эксперты стали выдавать значительное количество актов несоответствия, мы собрали подрядные организации и провели совещание, чтобы понять, что им мешает качественно выполнять монтажно‑наладочные работы. Поговорили откровенно, и ситуация изменилась в лучшую сторону. Если раньше акты несоответствия выдавались примерно в 3 — 4% случаев проводимых техосвидетельствований, то сейчас — уже менее чем в 1%. Никто не хочет терять лицензии и работу…

И.Гончарик: Уже, наверное, рынок специализированных организаций устоялся. И те, кто плохо работал, отсеялись.

П.Климко: Но наряду с получением акта соответствия есть еще ряд процедур, которые обязан провести владелец лифта. Это декларирование в соответствии с регламентом. Создание комиссии по приемке лифта в эксплуатацию (в нее входят представители заказчика, завода‑изготовителя и эксплуатирующей организации), по результатам работы которой также должен быть составлен акт. Только потом можно обращаться в Госпромнадзор за регистрацией оборудования. Если все документы в порядке, она проводится день в день и инспектор делает запись в паспорте лифта, что его эксплуатация разрешается. Далее владелец обязан заключить договор со специализированной организацией на обслуживание лифта и запустить его.

Резерв есть

И.Гончарик: Хотя в Минске сейчас идет самая массовая в истории замена лифтов, нарушений нормативных сроков было не так много. По каждому разбирались. Например, в многоквартирном доме на пр. Любимова при замене 12 лифтов 9 не работали более полугода. Лифты долго сдавали по техническим причинам. Вопросы были и к заводу‑изготовителю, и к подрядной организации, производившей замену.


П.Климко: В прошлом году к нам обратился с жалобой житель одного из городов, который застрял в новом лифте, связался с диспетчером и узнал, что, оказывается, этот лифт по документам еще не введен в эксплуатацию, а значит, и не обслуживается. Мы начали выяснять. Техническое освидетельствование подъемника было проведено нашим экспертом еще в августе, и акт был выдан положительный. Жилец же застрял в нем в ноябре. А фактически лифт у нас зарегистрировали только 24 февраля 2020 года. Вопрос: что и кто делал с лифтом в период после нашего техосвидетельствования? Наказали должностных лиц, допустивших эксплуатацию лифта, который не был введен должным образом в работу.

— Но есть ведь и обратные примеры, когда лифты сдавали в эксплуатацию даже на 1,5 месяца раньше ­нормативного срока. Заказчик подгонял монтажную организацию, чтобы сделать жильцам подарок к Новому году. Значит, работать быстрее можно?

И.Гончарик: Такие примеры действительно были. И не только перед Новым годом. Если в домах проживают люди с инвалидностью, ЖКХ старается работать с подрядными организациями, чтобы как‑то ускорить монтаж лифтов. И там, где есть возможность поставить на объект больше людей, выполняют работу быстрее.

В качестве примера можно привести дома по ул. Ротмистрова, 44 и ул. Селицкого, 95 (нормативный срок замены — 3,5 месяца, а лифты запустили за 1,5), ул. Бачило, 6 (2,5 и 1 месяц соответственно), ул. Притыцкого, 78, где лифты запустили на 2 месяца раньше запланированного.

В некоторых случаях с учетом, что в доме проживают инвалиды‑колясочники, выполнялись работы по расширению проемов шахт. Например, в одном из подъездов жилого дома № 74 по ул. Ольшевского. Но массово это делать, конечно, было бы очень сложно.

В то же время в подъездах, где два лифта, мы рекомендуем для минимизации неудобств для жильцов производить замену подъемников по­очередно, а не отключать оба одновременно — для ускорения процесса замены. Как правило, это дома повышенной этажности.

П.Климко: Есть нюансы. Например, одна лифтовая шахта для двух лифтов. В таком случае по­очередной замены не получается, с точки зрения обеспечения безопасности персонала. Другое дело, если шахты отдельные.

А.Ромашко: От технологического процесса в вопросе замены лифтов никуда не уйдешь. С другой стороны, можно оптимизировать работу заказчика при проектировании, учете потребностей, планировании, контроле за соблюдением сроков выполнения работ. Поэтому резервы улучшения ситуации еще есть.

Тем более сейчас объемы ежегодной замены спадут. Да, немного нужно еще заняться лифтами, которые не попали в программу до 2020 года по товариществам собственников, ЖСПК — все лифты в жилищном фонде меняются за счет бюджетных средств. В любом случае есть процедура продления срока службы лифта: в зависимости от результатов его технической диагностики определяется, сколько еще он может эксплуатироваться. Как правило, не более 3 лет. При этом техосвидетельствование ежегодно нужно повторять.

П.Климко: Хочу добавить. Есть Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов», который вступил в действие 15 февраля 2013 года. Согласно документу лифты, которые отработали нормативный срок службы, должны быть заменены в течение 7 лет, то есть до февраля 2020 года. Но в соответствии с решением Евразийской экономической комиссии дата была перенесена на 2025‑й. Однако расслабляться нельзя. Ведь буквально каждый день несколько десятков лифтов в стране отрабатывают свой нормативный срок службы. Поэтому процесс их замены непрерывный. Закончится эта программа, будет следующий этап. И Министерство ЖКХ уже в этом направлении работает. Мы давали сведения, сколько лифтов предлагается заменить до 2025 года в жилье — свыше 2.500. В следующую пятилетку будут меняться те, что отработали 25 — 28 лет. Плюс есть еще нежилой сектор. Поэтому те наработки, та практика, которая уже есть, будет востребована и в будущем.

Аварийный режим


Татьяна Сушко:
Тема замены лифтов больная для горожан. У нас, например, в доме 9 этажей. Оборудование одновременно меняли во всех 9 подъездах. Это заняло более 3,5 месяца. Представляете, какие это неудобства? А ведь есть дома и большей этажности... Специалисты ссылаются на технические нюансы, правила приемки лифтов. Все это понятно. И все же нужно искать способы, как сократить нормативные сроки выполнения этих работ. Делать как лучше для людей.
Т.Сушко: В доме у знакомых в прошлом году тоже ввели в эксплуатацию новый лифт, которого жильцы долго ждали. А сейчас они очень расстроены. Мол, старый скрипел, но работал. А новый часто останавливается.

И.Гончарик: Зачастую все дело не в лифте, а в нарушении правил эксплуатации. Не нужно, например, препятствовать закрытию дверей. С новым оборудованием этот номер не проходит — лифт переходит в аварийный режим. Но это не значит, что он сломался. Просто нужно время на диагностику, после чего подъемник продолжит работать.

П.Климко: Возможны и какие‑то нюансы с наладкой оборудования. Поэтому на начальном этапе обслуживающая организация должна проводить дополнительный комплекс работ в этом направлении. Но я хотел бы подчеркнуть: современные лифты с точки зрения безопасности на уровень выше тех, что были раньше. Например, они оборудованы фотошторой, ограничителем веса, видеокамерой. И срок эксплуатации новых лифтов — не менее 30 лет.

А.Ромашко: Лифты — это общее имущество совместного домовладения. Да, по документам организация ЖКХ является заказчиком его обслуживания, несет ответственность за эксплуатацию. Но собственниками лифтов являются граждане, проживающие в доме. И кто другой, если не мы, должен беречь этот лифт, хотя бы не уменьшая срок его службы?

dekola@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter