Кто в лес, тот по дрова

Сельчане могут получить дрова почти даром, если помогут лесникам справиться с ветроповалом

Сельчане могут получить их почти даром, если помогут лесникам справиться с ветроповалом


ЖИТЕЛИ деревни Гурбаны Узденского района поделились с редакцией своей тревогой: настораживает медлительность лесников, которые не торопятся приводить в порядок поврежденный недавними ураганами лес. Неужели поваленные деревья так и останутся бесхозными? Корреспондент «СГ» выехал на место и разобрался в ситуации.


ГУРБАНЫ — скорее хутор, всего несколько улиц, магазина нет. С соседней Свиталовкой связывает проселочная дорога. На ней и пересекаюсь с велосипедистом. Знакомлюсь. Собеседник, он дачник, сейчас в отпуске, представляется Виктором и, узнав причину моего интереса, сразу говорит: «Чтобы отыскать завалы, далеко ходить не нужно. Вот прямо за полем лес, в нем повалено немало деревьев, их пока не убирали».

Собеседник не обманул. Правее от лесной дороги вижу ягодник, тропка к нему завалена вырванными с корнями соснами. Не то что ночью — днем не пробраться, зацепиться за ветки и пораниться, а то и руки-ноги переломать — в две секунды. Некоторые деревья сломаны пополам, как спички.


Вальщики Узденского лесхоза: Андрей АРЦЫХОВИЧ, Сергей КАРАЧУН
и Руслан ЧЕРНОУС за прошлый месяц спилили 750 кубов леса.

Полтора месяца после урагана. Неужели лесники забыли о своих обязанностях? К своему удивлению, метрах, как прикинул, в четырехстах отсюда слышу рев бензопил. Иду на звук — точно, у опушки суетятся рабочие в спецовках. Старший — бригадир частной фирмы Сергей Сташевский — говорит: на вырезку в лесничестве у них выписаны билеты. У него в подчинении вальщики Анатолий Миськевич и Евгений Агафонов. Все необходимое — каски, спецовки, рукавицы — в наличии, люди опытные. Древесину переправляют на нижний склад, а затем на переработку. На фирме оборудование для производства щепы, пилорама.

За вальщиками закреплены те самые, вызвавшие возмущение сельчан, первый и второй кварталы. По поводу сроков и темпов работ у рабочих никакого беспокойства: поваленный лес в округе они обязательно распилят и вывезут — ведь это их хлеб. Но все постепенно: закончат со вторым кварталом, после него перейдут на первый.

Бригадир СергейСТАШЕВСКИЙ (справа) ставит задачу Евгению АГАФОНОВУ.

Житель Свиталовки Александр Берестевич еще один из тех, кто помогает лесничеству. Он оформился на заготовку дров из бурелома в лесном квартале, что поближе к дому. Сам пилит и перевозит лесины. Говорит, что дров много не бывает. Пока есть возможность — нужно запасаться.

Привлекать внештатных работников для устранения последствий урагана — практика незапрещенная. Инструктаж, как вести себя на лесосеке, в лесничестве проведут. Но желающих среди населения не так много, как бы этого хотелось лесникам. За полтора месяца лесничество разработало 1280 кубометров материала. Львиная доля за двумя частными фирмами, за населением — 337 кубов.

Между прочим, лес на дрова предлагают, считай, задаром. Кубометр для распиловки на корню — 10 копеек. Куб готовых — 12 рублей. Впрочем, особо хозяйственные и запасливые пользуются ситуацией: обращаются в лесничество за таким, считай, бесплатным материалом. А распилить и поколоть помогают родственники.

Условие — подать заявление, подождать несколько дней и внести оплату за кубы (таксовая стоимость). Берут кто десять, как пенсионер из деревни Хорошецкие, а кто, как дачник из Новоселок, 21 куб дровишек.

Александр БЕРЕСТЕВИЧ (справа) с помощником ВиталиемКАЛЕНКОВИЧЕМскладывают«ураганные» дрова.


Лесничий Слободского лесничества Александр Лученок говорит, что старается предоставить людям делянки как можно ближе к дому. Он и сам примерно знает, кому могут понадобиться дрова, иногда обзванивает их, информирует о ситуации. Говорит, им выгодно, чтобы люди в лесу сами поработали, тогда рабочим лесничества не придется распыляться по мелким участкам, они сосредоточатся на крупных буреломах.

Но Александр Александрович предупреждает: не весь поврежденный лес выписывают на дрова. Вот недавно сельчанину, который просил пустить в дело две сосны возле дома, отказали: деревья эти относятся к деловой древесине.

АЛЕКСАНДР Лученок считает, что сельчане зря волнуются по поводу буреломов и неубранной древесины. Во-первых, лесные угодья — это не городской парк, где все нужно убирать до веточки. Во-вторых, темпы заготовки он не считает медленными. В подтверждение знакомит с масштабами проделанной работы. На карте показывает, как проходил бурелом — дорога на Слободу, Копыль завалена. Работников лесничества поднимали по тревоге: все вычистили до деревца.

И уже тогда, после первых ураганных дней, в лесхозе одновременно начали разрабатывать пострадавшие кварталы. За полтора месяца заготовили более 1200 кубометров. В прошлые годы выходило куда меньше: 500—600 кубов. При том, что остальные работы с лесников не снимали: охрана леса, отводы лесосек, уход за молодняком, осветление, прочистки.

http://www.sb.by/upload/iblock/0a4/0a47e345c4955b1fdacacd7b8d0075f7.jpg

Узденскому лесхозу в целом не повезло дважды: стихия пронеслась в июне и июле. Больше всего пострадали леса в Теляковском, Узденском и Валерьяновском лесничествах. Повреждено 1880 гектаров леса. С этих площадей заготовят 106 тысяч кубометров древесины. Это — годовой объем лесхоза.

Здесь говорят, что общими усилиями справляются. На сплошных лесосеках около 20 вальщиков. Половину запланированных кубометров уже заготовили. Можно быстрее. Но деревья перекручены, к ним сложно подступиться. Почему тогда, недоумеваю, не привлекают технику — ни на одной делянке не заметил не то что хваленых «Харвестеров», что заменяют десять вальщиков, но и машин попроще.

Заместитель директора Узденского лесхоза Наталья Крук поясняет, что техника ушла в Смолевичский район. Там она куда нужнее: ущерб от стихии больший, люди и машины работают, считай, без выходных.

Все правильно. Буквально несколько минут понадобилось урагану, чтобы положить на землю 7 тысяч гектаров леса в Смолевичском районе. Пострадали Волмянское, Смолевичское и Кленникское лесничества. Больше всего — Драчковское, где буреломов 5000 гектаров. При том, что общая его площадь — 8900 гектаров. В экстренном порядке району помогают 16 лесхозов и более 40 организаций. По информации инженера по охране и защите леса Смолевичского лесхоза Павла Рудника, добровольцев не привлекают: работа опасная, нужен специальный допуск. В районе на разработках буреломов задействованы 1950 профессионалов, 140 единиц многооперационной лесозаготовительной техники, в том числе 60 «Форвардеров».

В ТЕМУ

Консультант управления лесного хозяйства Минлесхоза Александр УГРИН:

— На устранении последствий стихии задействовано 5,5 тысячи человек, 840 единиц техники, в том числе 185 «Харвестеров». Повреждено 14,1 тысячи гектаров леса, из них уже разработано 3,4. Всем лесхозам поставлена задача разработать доступные участки до 1 января 2017 года.

kovalev@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter