В вопросе заготовки древесины сельчанами законодательно надо расставить точки над "i"

Кто в лес, кто по дрова

Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте выявила нерациональное использование земель сельскохозяйственного назначения. Даже пахотных и луговых. Ведь около 5 тысяч гектаров по всей стране заросли кустарником. Первостепенная задача — вернуть их в сельхозоборот, а там, где кусты превратились в полноценный лес, — перевести в состав лесного фонда. Потенциальных помощников у хозяйств и сейчас хоть отбавляй. Сельчане дружно готовы взять в руки бензопилы и порубить эти кусты себе на дрова, тем самым наведя порядок на земле. Но... «К кому обращаться за разрешительной бумагой — не пойму. Колхоз реорганизуется. Лесхозу эти кусты больше не принадлежат. В сельсовете открещиваются. Звонил на «горячую линию» — там лишь назвали величину штрафа, который могут наложить на меня — «злостного нарушителя» — за палку лозы. Причем суммы астрономические», — написал в редакцию «СБ» Андрей Овчинников из Поставского района. Приглашаем специалистов в сфере природных ресурсов и охраны окружающей среды и едем решать типичную для многих проблему сельчанина в деревню Осиногородок.

Расчистить заросшее поле топором без разрешения — получить огромный штраф.

Эти кусты здесь, кажется, повсюду. Растут вдоль дорог, на полях, видны даже из окон типового коттеджа, где помощник кочегара местного ЖКХ, работящий мужик Андрей Овчинников проживает со своей женой Аленой и тестем–вдовцом. Хозяйство им выделило дом в 105 «квадратов». И протопить его совсем не дешево.

— На зиму нужно 10 — 15 кубов дров, это два–три прицепа, — Андрей Овчинников обрисовывает возможные варианты. — Дрова можно приобрести в лесхозе. Около 150 рублей за прицеп — и тебе их прямо к дому привезут. Но у моей жены группа инвалидности после онкопатологии, сын — студент. Еле сводим концы с концами, хотя сейчас я рублей 500 в месяц получаю, да и у жены группа все же рабочая. В любом случае такие траты на дрова для нас неподъемные. Да, 5 кубометров можем выписать по льготной цене. Но тогда останемся без брикета. А брикет без дров не растопишь, хоть полено надо бросить. Но и 3,5 тонны льготного брикета проблемы не решат. Другой вариант. Дрова можно заготовить и привезти самому. Стоит копейки. Лесхоз выделит делянку. Но до нее еще нужно добраться — в моем случае преодолеть 10 — 15 километров. Сколько я на своей лошадке смогу сделать за день рейсов?

Средняя зарплата в районе держится в пределах 600 рублей в месяц, и Андрей Овчинников — далеко не единственный, кто задает вопрос: почему этот кустарник охраняют, как краснокнижное растение?

Чтобы протопить такой дом, нужно как минимум 2 — 3 прицепа дров на зиму.

Для законодательства, впрочем, гораздо важнее не «что растет», а «где растет». Поэтому для начала совместно с местными властями пытаемся определить хозяина кустарниковых «делянок», на которые положили глаз местные, а кроме того, «статус» земель. Именно от этого, разъясняет начальник Поставской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Николай Лысенок, и зависят дальнейшие шаги. Андрей Овчинников ручкой на карте отмечает интересующие его «квадраты». Вердикт экологов, подкрепленный консультацией землеустроительной службы:

— Здесь, прямо под окнами, рубить деревья и кустарники вам никто не даст. Они — в границах населенного пункта, а согласно законодательству удалять в таком случае разрешено только аварийные насаждения. Земли сельскохозяйственного назначения, которые привести в надлежащее состояние хозяйство обязано, вот эти. Несмотря на то, что выглядят как неудобицы. Но решение, кто будет вырубать кустарник и на каких условиях, а также пойдет ли он на дрова и кому эти дрова достанутся, хозяйство будет принимать самостоятельно.


Так — в теории. Практика, увы, другая. «Лакомый кусочек» пока принадлежит ОАО «Париж–Агро», которое нынче находится в стадии ликвидации. Его присоединяют к более мощному КУСП «Ляховщина–Агро». Обещают: все формальности по передаче земель от одного собственника другому должны решиться в течение месяца. Тогда и о вырубке кустарника на дрова с новым хозяином будет резон говорить... Разъяснениями Андрей Овчинников наконец–то удовлетворен:

— Эту зиму в любом случае перезимуем. Но, как говорится, готовь сани летом...

ШТРИХИ К ПРОБЛЕМЕ

В Поставском лесхозе советуют Андрею попробовать позвонить в соседнее лесничество. Несмотря, мол, на большую удаленность его конторы, вполне вероятно, что делянка, где населению разрешено заготавливать дрова, будет ближе к месту жительства Овчинникова. При этом сетуют: в связи с изменением Лесного кодекса к вырубке они могут предлагать лишь деревья и кустарники на заранее намеченном участке. Да, такие есть в каждом лесничестве, но, увы, их необходимо включить в специальный проект. А вот раньше местные жители могли, скажем, ради дров очистить ближайший лес от сухостоя, оформив у лесников разрешительный документ. Николай Юревич, начальник управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства, комментирует:

— Эта норма появилась в итоге обсуждения с контролирующими органами, чтобы минимизировать возможное злоупотребление или воровство. Поэтому нынче все подобные санитарные рубки должны производиться непосредственно лесхозами. Однако у них есть альтернатива: внести изменения в лесоустроительный проект и раздавать участки всем желающим для самозаготовки. И лесхозы этим правом активно пользуются (хотя на них и ложатся определенные финансовые затраты) — соответствующие предложения обрабатываются и проходят экологическую экспертизу в течение недели–полутора. При этом мы видим, что такая административная процедура не идет на пользу ни лесному хозяйству, ни местному населению. Даже создает некую нервозность. Поэтому мы пытаемся урегулировать проблему на законодательном уровне.


КОМПЕТЕНТНО

Андрей Кузьмич, заместитель начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды:

— В связи с недавними изменениями в Лесной кодекс и Закон «О растительном мире» лесники потеряли право на выдачу лесорубочных билетов на удаление кустарников на тех землях, которые не входят в лесной фонд. В ведении лесников остался только лес, хотя раньше была вся растительность, которая находилась за пределами населенных пунктов. Сейчас действует следующий порядок: для удаления растительности на сельскохозяйственных землях (пахотных, луговых, залежных и тех, что находятся под постоянными культурами) сельхозпредприятиям разрешение получать не нужно, достаточно направить в местный исполком уведомление, приложить необходимые документы — и все это уже само по себе будет являться основанием для вырубки. Вырубать кустарник может сам землепользователь, или хозяйство может заключить письменный договор с гражданином, чтобы занялся этим, а после оставил растительность себе. В момент ее удаления все документы должны быть у гражданина на руках, чтобы не возникло вопросов у контролирующих органов. Но есть земли, которые числятся как «земли под древесно–кустарниковой растительностью (насаждениями)». На них упрощенный порядок не распространяется, действует общий. Растительность там можно удалять, если деревья представляют опасность, мешают эксплуатации объектов, производится строительство... В общем, с целью, которая не связана с заготовкой древесины. Нужно ли ее разрешать на таких землях по уведомительному принципу — вопрос. Однако совершенствовать порядок тут все же необходимо: каждый случай должен рассматриваться всеми заинтересованными районными службами индивидуально. Есть участки, где целесообразнее вести лесное хозяйство. Предмет нынешнего обсуждения — изменение законодательства, и эта работа ведется.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валерий Зубарев, председатель Козловщинского сельисполкома:

— Система отпуска дров такая. Звонят мне из Поставского гортопа и оговаривают: на январь в сельский Совет привезут, предположим, 10 прицепов льготных дров. В первую очередь ими обеспечиваем инвалидов — дрова они получают за полцены, по 21 рубль 7 копеек за прицеп. Затем — одиноких, одиноко проживающих и тех, кто находится на социальном обслуживании. В третьем списке — те, кто претендует на брикет. Его выделяем без проблем. В прошлом году дровами обеспечили 73 человека, брикетом — около пятидесяти. Что касается людей трудоспособных, то давать дрова по льготным ценам мы не имеем права. Такие, кстати, предпочитают заготавливать их самостоятельно.

deu@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter