Кто в доме хозяин?

ЖЭСы порой являются синонимом безответственности и волокиты. Решают ли проблему негосударственные товарищества собственников, призванные прийти им на смену?
ЖЭСы порой являются синонимом безответственности и волокиты. Решают ли проблему негосударственные товарищества собственников, призванные прийти им на смену?

В редакцию позвонил минчанин, построивший недавно квартиру. Рассказал, с чего началось новоселье. Думаете, с выдачи ключей? Нет, с избрания председателя товарищества собственников, предложенного строительным предприятием. Большинство владельцев квартир увидели председателя впервые. Это в прежние времена жилец получал ключи, и заботы о прописке, содержании подъезда и течи кранов брал на себя ЖЭС. В рыночных условиях решено было покончить с монополизмом в жилищно–коммунальной сфере, был даже принят закон о совместном домовладении. И с относительно недавних пор вместо госструктуры по имени ЖЭС в соответствии с этим документом в новостройках должны создаваться товарищества собственников.

Вот и в нашем случае граждане новоселы оказались перед сомнительной альтернативой: или проголосовать за человека, увиденного впервые, или подождать месяца три, пока кто–то другой пройдет по большому кругу необходимых формальностей. Впрочем, где гарантия, что он будет лучше? Решили не тратить время попусту. Тем не менее подключения горячей воды ждали месяц. Квитанции на оплату коммунальных услуг получили только 15–го числа, а в банке потребовали еще уплатить 2 процента от суммы: договор о банковском обслуживании не был к тому времени заключен. Сдать паспорта на прописку предложили в ближайший ЖЭС. Два месяца не работали лифты. Перечень мой собеседник продолжал довольно долго. Да и чего ожидать от общественной, по сути, структуры, взявшейся за управление таким сложным инженерным объектом, как современный многоквартирный дом, если кабинетом председателя стала... колясочная без письменного стола, сейфа и других атрибутов.

Возможно, со временем все образуется. Но пока многие люди, строившие жилье за счет сбережений и кредитов, возвращать которые придется не один год, задумываются вот над чем. Если на один, в лучшем случае несколько домов создавать обслуживающую структуру с председателем, бухгалтером, дворниками, то она окажется, пожалуй, еще более затратной, чем пресловутый ЖЭС. Да и где этих специалистов взять? С улицы? И главное, сменить некомпетентного руководителя порой не так просто, как кажется. В итоге под сомнением оказывается главный принцип новой структуры — прозрачность и целесообразность использования денежных средств жильцов.

Лично мне все это напоминает мой дачный кооператив — тоже своего рода товарищество собственников. Первого председателя правления, рекомендованного «сверху» инвалида, воспринимавшего зарплату как добавку к пенсии, лет пять не могли освободить от должности, поскольку отчетные собрания не набирали необходимого в таких случаях квалифицированного большинства. Пайщикам было либо все равно, либо они не верили в возможность лучшего варианта. Пришлось ждать, пока ветеран сам ушел с поста. В одном из минских кондоминиумов председатель также положил себе зарплату в миллион рублей, а делать ничего не желал. Немногочисленной группе заинтересованных жильцов пришлось дойти до Совета Министров, чтобы наконец были организованы перевыборы. «Попадают еще у нас к руководству случайные люди, дискредитирующие саму идею самоуправления», — заметил по этому поводу исполнительный директор городской ассоциации по координации действий товариществ собственников зданий Виталий Кудякин.

Не везде, конечно, дела обстоят плохо. На окраине Минска я наведался в элитный жилой дом, управляемый товариществом собственников. Зеркала в лифтах, чистота в холлах, цветочницы во дворе, консьержка — ну кто же будет против этого возражать?

Сегодня в Минске насчитывается более 150 товариществ собственников зданий, по стране — около 320. Они контролируют около 2 процентов жилплощади в городах и поселках городского типа. Это, конечно, мало. Не спешат пока люди брать на себя хлопоты, связанные с обслуживанием своего же жилья. Хотя, например, в Минске практически в каждом многоквартирном доме проведены соответствующие собрания. «Если до конца прошлого года мы еще надеялись, что товарищества собственников пойдут, то теперь смотрим на это с осторожностью, — пояснил ситуацию начальник главного производственного управления жилищного хозяйства Минского горисполкома Борис Васильев. — И возникает вопрос о привлечении к обслуживанию жилья некой третьей стороны — не ЖЭСа, но и не товарищества собственников».

По сути, речь идет о придании нынешней системе жилищно–коммунального хозяйства гибкости, необходимой в рыночных условиях. Соответствующий эксперимент одобрен Мингорисполкомом и сейчас в самом разгаре. Что изменилось? Назову лишь некоторые позиции. В части ЖЭСов организованы расчетно–справочные центры. По виду — обычная сберкасса, обращаться можно по любому вопросу в любое окошко. И получить любые консультацию, справку, сведения, на что раньше отвлекался начальник ЖЭСа.

Из жилищной службы выделяется самостоятельная структура, занимающаяся только эксплуатацией и содержанием домов. Но ее в результате конкурса могут заменить другие предприятия любой формы собственности. А ЖЭСы получат право представлять интересы единого заказчика — сейчас это ЖРЭО — на выполнение тех или иных работ по обслуживанию и ремонту зданий. Уже сегодня подрядчика на ремонт кровель ли, балконов, стыков могут выбирать по конкурсу. А вскоре и организации по обслуживанию жилья станут определяться таким же образом. В Москве этот опыт уже работает, поясняет Борис Васильев. «Но рынку надо учить, — считает он. — В Москве центр реформирования, оказывающий в системе ЖКХ методологическую поддержку, насчитывает 40 специалистов. И мы сегодня понимаем, что надо очень тщательно изучать ситуацию и подходить к решению вопроса системно».

Все это не значит, что о товариществах собственников надо забыть. Их главное преимущество — большая гибкость в использовании средств жильцов — очевидно. Посчитали собственники нужным — и, к примеру, скинулись на то, чтобы благодаря техническим новшествам сделать дом «умным». ЖЭСу до такого уровня хозяйственной демократии не подняться. Но ее надо сопроводить такими законодательными нормами, чтобы она не превратилась в волюнтаризм. Начальник отдела Министерства жилищно–коммунального хозяйства Михаил Колосов рассказал о поправках в Жилищный кодекс, которые уже готовятся к рассмотрению в Парламенте. Контроль за деятельностью товариществ собственников будет поручен местным исполнительным органам. Создать товарищество застройщик будет обязан не менее чем за 3 месяца до сдачи дома в эксплуатацию. Хлопоты по прописке, возможно, полностью возьмут на себя органы внутренних дел. Более четко будет определено, кто может стать председателем товарищества собственников — сейчас приходится выбирать из самих жильцов дома, а среди них подходящие специалисты есть не всегда.

Пока трудно сказать, когда эти преобразования произойдут. Но концепцией развития жилищно–коммунального хозяйства, утвержденной Правительством, предусматривается, что к 2015 году практически все жилье будет обслуживаться на конкурсной основе частными организациями с преобладающей формой управления многоквартирными жилыми домами — товариществами собственников. Остается надеяться, что это будут качественно иные структуры, чем та, что в доме минчанина, обратившегося к нам в редакцию.


Повод и мнение

Иван СМУШКЕВИЧ, Гомель:

— Я живу в относительно новом микрорайоне, застроенном многоэтажными панельными домами. Состояние их неважное: лифты, стены подъездов периодически испещряют надписями, двери не мешало бы подкрасить. В ЖЭСе говорят, что не хватает на все это средств, предлагают организовать кондоминиум. Мол, тогда сами все будете контролировать и за все платить. Вот это и смущает. И сейчас квартплата высокая, а если еще с созданием товарищества собственников она возрастет? И потом, ну сделают за наши средства ремонт, но где гарантия, что пьяный сосед снова не напакостит в лифте? Ему хоть ЖЭС, хоть кондоминиум не указ.


Повод и мнение

Тамара РЯБЦЕВА, председатель товарищества собственников дома по ул. Гая, Минск:

— Преимущества товарищества собственников в том, что услуги, которые оно оказывает, не обезличены. Каждый жилец нашего 35–квартирного дома в лицо и по имени знает и свою уборщицу, и сантехника, и меня, конечно. И наоборот. В таких условиях плохо работать просто не получится. И я всегда знаю, где и что требуется подправить. Ждать неделю–другую, пока заменят лампочку, отремонтируют домофон у нас не приходится. Решили мы и многие другие проблемы: огородили свой двор, разметили и пронумеровали автостоянку. Жильцы сбросились на хорошую газонокосилку, и теперь наша зеленая зона всегда ухожена. То, что подъезды и лифты всегда чистые, само собой разумеется. Так что вопрос: нужен ли нам кондоминиум — просто не актуален.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter