Кто устроил полосу препятствий?

Жители деревни Вороновичи обратились в «СБ». Корреспондент проверил факты
Жители деревни Вороновичи обратились в «СБ». Корреспондент проверил факты

Чтобы добраться до Бобруйска, 68–летней Марии Ильиничне Врублевской из пригородной деревни Вороновичи приходится преодолевать самую настоящую полосу препятствий. Сперва по разбухшей дороге пробираться через небольшой лесок, затем карабкаться на забор высотой под два метра, потом еще несколько сотен метров маршировать по территории бывшего аэродрома и — снова на забор. Такую «зарядку» вот уже несколько лет вынуждены делать, считай, все вороновичские жители — и малые, и старые. Вообще–то можно пойти другим путем: в обход, на Туголицу (соседняя деревня). Но тогда до автобусной остановки топать придется километров семь. Разумеется, делать такой крюк сельчане не хотят, вот и просят местные власти придвинуть остановку городского автобуса поближе к их деревне. Или пустить к ним рейсовый автобус. Безрезультатно!

«Такое ощущение, что власти нас не слышат, что мы никому не нужны», «Мы фактически отрезаны от внешнего мира. В город не добраться, магазин закрыли еще летом. Да, приезжает два раза в неделю автолавка, но мало того, что в ней только дорогие продукты, так хлеб почти всегда черствый! Например, привезенный 4 января пекли еще 26 декабря!», «Цивилизация нас не коснулась. Наши дети живут, как их родители и деды, — пешком ходят за несколько километров в школу, через поле, в грязи по колено, да и в деревне у нас улицы зимой не чистят. Это в этом году, хорошо, снега нет, а то ведь ни пройти ни проехать. «Скорая» на окраине останавливается, а врач дальше идет пешком. И депутаты к нам носа не кажут»... Претензий у жителей деревни Вороновичи к журналисту «СБ» накопилось немало, эмоции били через край.

— Пусть вернут нам магазин, мы ведь там покупали что нужно, а в автолавке берем что дают. А зачем нам, к примеру, молоко в коробке, которое стоит полторы тысячи, когда за эти деньги в продмаге можно два пакета молока купить? Или вот еще: сколько ни говорим, дайте нам мелкую соль, они все каменную привозят, — сетуют деревенские старушки. — Мы не просим, чтобы магазин работал целый день, пусть открывают хотя бы на 3 — 4 часа, чтобы мы могли сами выбирать свежие продукты по разумным ценам.

Обижаются деревенские жители не только на торговлю. Основная их проблема — плохо с транспортом. Рейсовый автобус в деревню Вороновичи, которая от Бобруйска находится всего в каких–то двух с половиной километрах, уже давно не ходит. А чтобы попасть в Скрипочку (находящийся рядом поселок. — О.К.), нужно преодолеть территорию военного аэродрома. Раньше это было для вороновичан пустяковым делом (военные, правда, время от времени нарушителей задерживали, журили, да и отпускали восвояси), но потом аэродром огородили забором. «Кто помоложе да пошустрее довольно скоро научился через забор перелезать, а вот нам, пенсионерам, пришлось изменить маршрут, ходить на Туголицу, — рассказывает Лариса Митрофановна Трофимова. — Путь неблизкий, тяжело приходилось, вот некоторые пенсионеры со временем тоже приспособились через забор лазить».

Поначалу старики ходили парами, друг друга подсаживали, потом (бессмертное: голь на выдумку хитра) сконструировали что–то наподобие лесенки, а некоторые бабули под забор «ныряют». Сделали под ограждением лаз и кладут туда кусок полиэтиленовой пленки или взятый с собой мешок из–под комбикорма — и по-пластунски! Но лесенка и пленка — товарищи ненадежные. В город жители Вороновичей ходят, считай, каждый день: одним нужно на работу, другим — в поликлинику, третьим — на рынок, так что неприятностей, подстерегающих их на полосе препятствий, за это время повидали уже немало. То руки или ноги до крови поранят, когда через этот злополучный забор перелезают, то вывозятся так в грязи, что приходится домой возвращаться («совестно в таком виде в город показываться!»), а то и вовсе одежду изорвут. Галина, работающая в Бобруйске медсестрой, (к примеру, «спасибо» забору), больше не ходит в кожаном пальто, Нина Дмитриевна Крук безнадежно испортила еще совсем новую куртку.

— Куда мы только не обращались с просьбой продлить маршрут городского автобуса N 16 на 600 метров, до указателя «Город Бобруйск», а также восстановить дорогу до Вороновичей от бывшей остановки «Дорожный мастер», да все напрасно, — печалится муж Нины Дмитриевны Николай Ефимович Крук. — В 2004 году направили коллективное письмо на имя председателя Бобруйского райисполкома Михаила Шалковского. В ответе за подписью заместителя председателя Бобруйского райисполкома Светланы Носовой нам разъяснили, что «расстояние 600 метров между остановками допускается только в густонаселенных районах города».

Сельчане рассудили: если нельзя сделать остановку ближе, может, военные войдут в положение, откроют ворота и разрешат им идти к ней ближайшей (через взлетно–посадочную полосу ныне уже не действующего аэродрома) дорогой. От имени жителей деревни Николай Крук обратился в Министерство обороны. Оттуда пришел официальный и строгий ответ, в котором сообщалось, что «проход лиц, не состоящих на воинской службе, через территорию воинской части запрещен». Ничего не попишешь...

В надежде сдвинуть дело с мертвой точки Николай Крук ходил на прием к председателю Бобруйского межрайонного Комитета госконтроля Борису Малому. И, представьте, дело действительно пошло. По итогам переписки между КГК и местными властями с июня 2006 года бобруйский автопарк N 2 организовал движение микроавтобуса индивидуального предпринимателя по маршруту автовокзал — деревня Вороновичи. Правда, довольно скоро маршрутка в деревню ходить перестала. Потом ее пустили снова. Но непонятно, для кого. «Этот индивидуальный предприниматель у нас появляется в 8 утра и в 7 вечера, — говорят сельчане. — В такое время он нам нужен, как рыбе зонтик. Сами посудите: у нас многие в городе работают, так что в 8.00 уже должны быть там. А те, кто едет в Бобруйск в поликлинику или на рынок, понятное дело, не будут сидеть в городе до самого вечера, им хотя бы к трем обратно вернуться, в деревне ведь у многих дома дети, все имеют живность. Маршрутка, конечно, нужна, но разве транспортники не могли согласовать с нами график движения? Кстати, в выходные, когда транспорт нужнее всего, он к нам и не ходит!»

Собственно говоря, хотят жители Вороновичей не так уж много: нормальную дорогу до поселка, остановку поближе да чтобы подсыпали подъездные пути к улицам Луговой и Аэродромной. Насколько это реально? Председатель Бобруйского райисполкома Михаил Шалковский отвечает на вопрос так: «Строительство новой дороги до Вороновичей нецелесообразно и неосуществимо. Это же сколько денег надо затратить — проектно–сметную документацию изготовить, инженерные сети, трубы проложить... Да и зря они жалуются. Маршрутное такси по их просьбе мы в деревню пустили, транспортное сообщение с городом есть. Что же касается рейсового автобуса, то в автопарке все тщательно просчитали и пришли к выводу, что автобус, который ходит в Туголицу, в Вороновичи заезжать не будет, — слишком накладно «гармошке» делать ради одного–двух пассажиров крюк 3 километра. А проехать по деревне можно не то что на грузовой, даже на легковой машине. Сам лично недавно там был. Но некоторые подъезды к улицам — тем же Аэродромной, Луговой – подсыплем, когда потеплеет».

Во многом с уважаемым Михаилом Владимировичем я согласна. Особенно в части, касающейся затрат, — действительно, деньги надо считать...

Но — все же!

Уверена: вопрос, который волнует жителей Вороновичей, упирается не только в финансы...

Фото Александра АНТАШКЕВИЧА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter