Кто устраивает «Слодычу» горькую жизнь?

Об искусственных барьерах на пути конфет и печенья белорусского производства
Об искусственных барьерах на пути конфет и печенья белорусского производства

Кондитерские ряды минской «Комаровки» — место магическое. Вроде и не собиралась ничего покупать в минувший выходной, а отойти с пустыми руками от затейливо выложенных на прилавках конфет, печенья, пряников, мармелада, зефира так и не смогла. Рука сама потянулась за кошельком. «Печенье московское, крекер брянский, халва одесская, конфеты польские», — бойко нахваливала товар продавщица. «А где свое, белорусское?» — вспомнила я вдруг про броско оформленную коробку нежного кокосового печенья, с которой моя семья на днях буквально расправилась за один присест. «Хозяин не берет его на реализацию, — посвятили меня в тонкости конъюнктуры. — Так что можете не искать»...

Вот те раз! В Минске, где расположена кондитерская фабрика «Слодыч» — главный производитель белорусского печенья, оказывается, купить его на минских рынках трудно. Да и в других городах, говорят, тоже... «Может, на фабрике ремонт?» — подумала я и позвонила директору «Слодыча» Наталье Ломаско. «Нет, мы работаем в обычном режиме, — успокоила меня Наталья Константиновна. — Но по реализации печенья действительно есть проблемы. Торговля и потребкооперация не забирают продукцию, даже положенную по квотам. За 2 месяца, к примеру, на фабрике невыбранными остались 520 тонн. А это ни много ни мало — две трети месячного объема производства. Более того, у предприятий потребкооперации, закупающих на фабрике до 40 процентов от всей продукции, просроченная задолженность перед нами составляет около 1,6 миллиарда рублей. А на рынки, действительно, не пробиться. Там царствуют дилеры зарубежного товара».

— Почему?

— Причин много...

В поисках ответа на этот парадокс я попыталась исследовать проблему — почему не продается продукция белорусских кондитеров? Как известно, есть постановление Минторга о поддержке отечественных производителей. Суть его в том, что до 70 процентов продукции в ассортименте любого торгующего субъекта должно быть нашего производства. Но это в теории. Практика иная. А между тем в России предпочитают печенье «Слодыча» — кстати, только что на московской выставке «Продэкспо» продукция «Слодыча» завоевала 5 медалей.

«Нас сдерживает торговая «политика» — продолжает Наталья Ломаско. — И магазины, и рынки предлагают импортное. Несмотря ни на что. Хотя наша продукция, заверяю всех, гораздо лучше. И качественней, во всяком случае. Без добавок, на натуральном сырье.

Мы стали напрямую работать с магазинами: помимо Минска, отделы прямых продаж создали в Гродно, Могилеве, Бресте. Продукция пользуется постоянным спросом. На той же «Комаровке», где есть единственная точка по продаже нашего печенья, в месяц продается около 8 тонн, что сопоставимо с объемами любой областной оптовой базы. Вот уже полтора года просим в аренду дополнительную площадь на этом рынке, а воз и ныне там. Хотя на нашей «точке» постоянно выстраивается очередь».

Вот так... Зато импортные кондитерские изделия торговля прямо-таки навязывает. В прошлом году доля их на белорусском рынке, по оценкам экспертов, увеличилась до 60 процентов, хотя еще несколько лет назад занимала меньше четверти. А по–другому и быть не могло. Ведь лицензированием ограничен ввоз в Беларусь только муки и маргарина. Продукция же, изготовленная из этого дешевого сырья, ввозится без ограничений. Минский «Слодыч» заведомо оказывается в неравных условиях. «Тем не менее цены на отечественное и завозное печенье отличаются в основном лишь на рынках, в магазинах они практически одинаковые, а местами минские изделия даже дешевле, — говорит Наталья Ломаско. — Не является ли это признаком того, что на рынках присутствует «серая» продукция, ввезенная в страну нелегально? Надеемся, что новый метод взимания НДС поспособствует тому, что рынок станет более организованным».

При всем этом фабрика стремится улучшить показатели. В этом году освоено 22 новых вида печенья. В январе предприятие было удостоено высшей награды национального конкурса «Брэнд года–2004». Кондитеры покупают оборудование, разрабатывают новые виды продукции. «Стремимся удовлетворять запросы покупателей, — сказала мне главный технолог предприятия Ирина Калинчик, показывая линию по производству крекеров и сахарных сортов печенья. — У каждого, конечно, свой вкус, но в последние годы большим спросом пользуются сахарное печенье и крекеры. Если в 2002 году мы выпустили всего 10 тонн крекеров, то в прошлом — 274. В три смены работают и сахарные линии. А для того чтобы увеличить выпуск печенья, необходимо покупать еще одну».

Вообще, проблемы белорусской кондитерской отрасли заслуживают не спокойного разговора, а в буквальном смысле набата. Горькие будни сладкой фабрики «Слодыч» лишь фрагмент общей тревожной обстановки. Есть много факторов, способных разрушить перспективные и актуальные производства. Перечислю лишь некоторые. Во–первых, это откровенно завышенные объемы, которые диктуются фабрикам и заводам пищевой отрасли со стороны местных исполкомов. Причины этому внеэкономические. Исполкомы в желании сделать положительной «статистику» в буквальном смысле придумывают неподъемные для предприятий объемы выпускаемой продукции, что приводит к единственному — затовариванию складов. Поскольку речь идет о таких деликатных продуктах, как шоколад, конфеты, печенье и т.п., то легко представить, сколь «аппетитной» становится эта продукция после длительной «лежки» в складских контейнерах... Буквально на ветер уходят деньги, труд рабочих... К сожалению, административному (и далеко не всегда мотивированному!) нажиму фактически не противостоит концерн «Белгоспищепром», который, по идее, должен защитить производителей от всяких рискованных экспериментов и непродуманных действий. О том, что торговля продолжает делать ставку на красочные, но безвкусные «сникерсы» и «баунти», игнорируя отличный белорусский шоколад и вкуснейший зефир, мы уже говорили не раз. Есть и такая проблема. Предприятиям отрасли, попросту говоря, не дают работать разнообразные службы. Хорошо известно отношение Президента к забюрокраченности и имитации работы. Но вот что я узнала на «Слодыче». За прошлый год на предприятии «поработали» 32 различные комиссии по проверке. Несложные арифметические подсчеты показывают, что практически не было недели, чтобы на фабрике не начиналась очередная проверка. Можно ли нормально работать в такой нервозной обстановке? Оставим вопрос без ответа... К этому административному цунами на «Слодыче», к слову, добавился и еще один довольно причудливый штрих. Несколько лет назад была уволена семидесятилетняя сотрудница Н. Свой пенсионный быт почтенная дама скрашивает очень своеобразно — ходит по различным высоким кабинетам и распространяет нелепости о своем бывшем коллективе. Верят или не верят Н. — отдельный вопрос, но то, что после очередного «сигнала» на фабрике появляется очередной проверяющий, — факт! Фамилию Н. прекрасно знают и в концерне, и в исполкомах, и в других местах, знают и цену ее фантазиям. Но вместо того чтобы пресечь «активность» пенсионерки, перестраховываются и нагнетают обстановку на фабрике. Конечно, это частность. Но в определенном смысле тоже показательна...

Есть также много других негативных причин трудной жизни отрасли. Мы ожидаем, что Правительство по–деловому рассмотрит некоторые факты, приведенные в этой статье, и должным образом отреагирует на них.

Фото Александра РУЖЕЧКА, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter