Кто украл картину?

Из музеев периодически исчезают экспонаты

Из музеев периодически исчезают экспонаты

Из Национального музея истории и культуры Беларуси похищены образки «Мікола-цудатворац” (XIX век) и “Казанская маці Божая” (начало XX века), Крыж для захавання мошчаў (IV—V век), древние книги и другие ценности. История эта давняя, но стала известна только сейчас. Комитет государственного контроля Республики Беларусь проверил тринадцать музейных учреждений. И практически во всех вскрыты факты необеспечения сохранности экспонатов, отдельные из которых представляют большую историческую ценность.

Для нынешнего директора Национального музея истории и культуры Беларуси (НМИКБ) Петра Хотько эта недостача не стала открытием. Возглавил это учреждение он в конце 2000 года. А в начале следующего назначил сверку наличия музейных экспонатов и передачу коллекций на материально ответственное хранение сотрудникам. Те самые пятнадцать единиц материальных ценностей были похищены с выставок и экспозиций музея в течение 1989—1996 годов. Как такое могло произойти? Петр Сергеевич дать ответ на этот вопрос не может. Но чтобы впредь избежать такого, в учреждении была разработана внутримузейная инструкция, которая предусматривает систему сохранности предметов, размещенных в залах. Каждый вечер смотритель музея и научный сотрудник проверяют всю экспозицию. Составляют опись и делают запись в специальном журнале. Ответственные люди не могут уйти из музея, пока не сдадут помещение под охрану. Утром повторяется та же процедура. Причем, замечает Петр Сергеевич, если человек, который должен открыть экспозицию, по каким-то причинам не пришел на работу, создается комиссия, которая и проверяет наличие экспонатов на месте. «Ведь эти ценности нам доверило государство», — объясняет эту процедуру директор.

Кстати, в процессе проверки стало известно и об отсутствии в фондах музея еще 155 предметов. Понятно, что восемнадцать научных сотрудников не в состоянии за один год сверить все коллекции: в учреждении находится около 350 тысяч единиц хранения. Ведь бывает, что на описание одного экспоната уходят месяцы. Закончить эту процедуру планируется к концу следующего года. Не исключено, что некоторые из заявленных пропаж из фонда еще найдутся. Петр Сергеевич приводит пример, как в папке, где находилась коллекция листовок, обнаружился графический рисунок, которого недосчитались среди произведений изобразительного искусства.

Еще один недостаток, выявленный проверкой Комитета госконтроля в НМИКБ, — списание в 1999 году образков «Святой Пантелеймон» и «Ангел-хранитель». При списании они были обозначены как предметы, находящиеся в металлических окладах, хотя их апробирование на предмет наличия драгоценных металлов в музее не проводилось. В то же время согласно акту те образки были получены в числе 157 предметов, задержанных Брестской таможней, и имели серебряные оклады. Интересно, что другие иконы и образки из той партии, ныне хранящиеся в музее, зарегистрированы как предметы, имеющие металлический оклад, хотя на них стоит соответствующее клеймо. Проведенное же в ходе проверки апробирование подтвердило, что их оклады изготовлены из серебра. Словом, получилось, что когда-то вместе с испорченными при хранении иконами был выброшен и драгоценный металл. Петр Сергеевич объясняет это недосмотром сотрудников, которые работали в музее раньше.

Проблемы с апробированием есть и в других учреждениях. В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны не было учтено около 60 граммов серебра, почти грамм золота, 0,00744 грамма платины, 0,204 грамма палладия, содержащихся в основных средствах музея. В Национальном художественном неапробированными числятся три африканских кинжала, ножны которых изготовлены, предположительно, из серебра. Из такого же металла, не исключено, изготовлены и 14 окладов коллекции «Русская икона».

В этом же музее, кстати, выявлена пропажа трех предметов из коллекций «Белорусская живопись» и «Белорусская скульптура». В филиале в Могилеве (музей В.К.Бялыницкого-Бирули) проверяющие обнаружили два неучтенных ордена Трудового Красного Знамени из серебра 925-й пробы весом более чем по 33 грамма. Что это значит? Исчезни вдруг эти экспонаты, искать их никто не бросился бы. Ведь в фондах они не значились.

Еще одним из наиболее распространенных нарушений Комитет госконтроля называет игнорирование законодательства, регулирующего вопросы распоряжения государственной собственностью, использования бюджетных средств, ценообразования и т.д. В Полоцком музее-заповеднике, например, завышались цены на билеты. Это было обусловлено не только включением в калькуляцию завышенных отчислений в местные целевые и республиканский фонды, но и взиманием платы за проведение фото- и видеосъемок. Хотя съемка уже учитывалась при расчете стоимости входных билетов и экскурсионного обслуживания.

В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны с посетителей тоже брали лишние деньги. Согласно статье 23 Закона «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь» один раз в месяц люди могут бесплатно посещать экспозиции и выставки. В БГМИ это от посетителей тщательно скрывали и без зазрения совести брали с них деньги.

В Витебском областном краеведческом музее тоже больше заботились не о посетителях, а о сотрудниках. Для пополнения фонда приобреталась современная одежда и обувь у своих же работников. Покупали это и у неизвестных лиц, но деньги опять же шли в карман сотрудникам, представлявшим эти предметы на рассмотрение фондово-закупочной комиссии. Хотя, по оценкам специалистов комиссионных магазинов, в то время эти вещи стоили в пять—десять раз дешевле.

В общем, нарушений госконтроль нашел массу. Это и ненадлежащие условия хранения экспонатов, и нарушения при учете иностранной безвозмездной помощи, хранение оружия без получения разрешения в органах внутренних дел, и т.д. Проверка музейных учреждений продолжается…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter