Общественный транспорт против личных авто: чья сторона победит

Кто убьет автомобиль?

В неравной борьбе за жизненное пространство пока выигрывает автомобиль. Который год столичные власти выдумывают узду для личного транспорта: и ответственность за парковку во дворах изобретают, и количество платных стоянок увеличивают… А индивидуальный все равно выигрывает у общественного: в прошлом году количество легковушек продолжало расти, а пассажиропоток в Минске снизился почти на 8 процентов. Неприятная тенденция даже заставила транспортников сменить риторику: мол, будем подстраиваться под пассажира, чтобы он просто не смог отказаться от общественного транспорта. И план мер, как это водится, разработан. Но как получится на деле: станут ли муниципальные перевозчики суперкомфортными или их привлекательность повысят, зажимая личные авто? 

Пока минчане не спешат пересаживаться на автобусы и метро.

Пока более реальна дискриминация «индивидуалов». В ближайшее время хотят отобрать у них одну полосу на центральных городских магистралях: обособить ее специальными конструкциями и оставить исключительно для общественного транспорта. В ГУ «Транспорт и связь» посчитали: средняя скорость движения автобусов и троллейбусов увеличится до 20 километров в час. Сегодня в общем потоке они плетутся лишь 8 километров за час. Быстрее – значит, привлекательнее. И люди должны потянуться. 

Понятно, перенимаем западный опыт. Правда, в европейских столицах и вся логистика городская по-другому устроена. Дай бог транспортникам удачи. Но разделяю скептицизм заместителя Премьер-министра Анатолия Калинина. Да, планируют на проспектах и улицах с 6—8 полосами движения сделать систему приоритетов для общественного транспорта. Но таковых магистралей в огромном городе наберется всего 80 километров. А многие-то маршруты хотя бы частично «кружат» по небольшим улочкам. И будут торчать в пробках. 

Ладно, кроме скорости есть комфорт. Столичные власти хвастаются: уже установили 240 электронных табло на остановках. Сразу видны перспективы на прибытие-отбытие. В этом году еще 100 панелей смонтируют. Но всего-то остановок около 2 тысяч. Да, туристы, кучкующиеся поближе к главным столичным площадям, красоту и технологии оценят. А жители спальных районов, которых подавляющее большинство? 

А парк общественного транспорта… Он-то из прошлого десятилетия: средний срок службы – 9 лет. И комфорт у «старичков» на уровне прошлого века. Да, купили 20 современных электробусов, дань моде отдали. Впрочем, машины вроде бы хорошие и в эксплуатации себя неплохо зарекомендовали. По крайней мере, так транспортные городские власти утверждают. Но 20 единиц техники – капля в транспортном море. И по источникам финансирования глобального обновления много дискуссий. А ведь пришло время и маркетинговую стратегию менять. Страна стареет, растет спрос на инфраструктуру для пассажиров с ограниченными возможностями. Не только для инвалидов, но и просто пожилых людей: им тоже по крутым ступенькам непросто порхать. Да и зрение иной раз подводит. Вроде бы все стараются угодить таким людям. Остановки даже специальной плиткой укладывают. Но депутат Палаты представителей Валерий Бороденя сравнил качество исполнения у «нас» и у «них» и остался очень недоволен. Плитка-то хорошая, дорогая, импортная, а мостить ее толком не научились. И проку от нее инвалидам немного. 

Словом, предел совершенства для общественного транспорта еще лежит где-то далеко. Чтобы он выигрывал у частных авто, придется денег вложить немало. А пассажиропоток падает, доходы – тоже. Но если не инвестировать – личные автомобили не победить. Подозреваю, даже обособленные полосы не помогут. 

volchkovvv@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter