Кто тебя обслужит лучше, чем ты сам?

Гомельская торговля вспоминает хорошо забытый в областном центре опыт советских времен.
Гомельская торговля вспоминает хорошо забытый в областном центре опыт советских времен. Как сообщили в управлении торговли и услуг горисполкома, ежегодно планируется создание или переориентация не менее 20 магазинов для работы по методу самообслуживания.

До недавних пор в Гомеле, в отличие, например, от столицы, эта практика была распространена слабо. Если старшее поколение гомельчан еще помнит гастрономы времен СССР, то молодежь первое время к выданной в магазине корзинке относилась настороженно.

В постперестроечные времена магазины самообслуживания оказались на грани вымирания. Нормально работать не давала развившаяся на фоне общей бедности "забывчивость" граждан - они то и дело "забывали" платить. Сегодня, как считают в горисполкоме, этот факт уже не является столь существенным, а потому для удобства покупателей следует возрождать и развивать былые (а точнее, современные) методики. К этому вынуждает и разнообразие товаров - одной сметаны на прилавках полтора десятка видов - покупателю куда удобнее разбираться в этом изобилии лично.

Правда, как сетуют некоторые продавцы, у клиентов иногда опять стали случаться нелады с памятью. "Каждого переучета ждем с тревогой", - призналась директор одного из магазинов самообслуживания. Ущерб от воровства, впрочем, покрывается преимуществами - возрастает оборот за счет уменьшения числа работников, снижаются расходы на зарплату, при умелой организации увеличивается прибыль.

И все же самообслуживание внедряется скорее "сверху", чем по инициативе самих торговых организаций, еще не отвыкших от государственной формы собственности. По словам начальника отдела организации торговли городского управления торговли и услуг Галины Горбачевской, многие просто забыли, как организуется работа магазина самообслуживания, продавцы не всегда знают, как действовать в роли консультанта. Потому и проводятся специальные курсы, организуются выезды в другие области для изучения опыта. Сомнений в полезности "новинки" нет разве что у покупателей. К хорошему привыкли быстро - сегодня гомельчане рублем голосуют именно за эту форму торговли. Таким образом, в увеличении числа магазинов самообслуживания естественная конкуренция может сыграть роль более значимую, чем банальное административное давление.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter