Кто такой Ёсихидэ Суга – главное о личности нового премьер-министра Японии

14 сентября генсек японского кабинета министров был избран новым председателем правящей в стране Либерально-демократической партии (ЛДП). А уже через два дня он официально стал новым премьер-министром, сменив на этом посту Синдзо Абэ, который в конце августа объявил о своем намерении уйти в отставку. Рассказываем, кто такой Ёсихидэ Суга и какие у него планы на развитие Японии.

От деревенской жизни к парламентской

Обычно путь политика в Японии наследственный – от отца к сыну и дальше. Но в случае Ёсихидэ Суги все пошло не по плану. Он родился в деревенской семье – отец фермер, мать учительница – и по настоянию родителей в лучшей японской традиции должен был пойти учиться в сельскохозяйственный или педагогический университет. Но будущий премьер-министр мечтал о Токио – там все и завертелось.


Почти сразу же после окончания вуза Суга стал личным секретарем влиятельного политика. На этом посту он проработал 11 лет, а после, в 1987-м, избрался в законодательное собрание города Иокогама, где был известен как «теневой мэр». 

Но поворотным для Ёсихидэ Суги стал конец девяностых – в 1996-м он получил место в парламенте от ЛДП. 

Самый преданный соратник Синдзо Абэ


В близкий круг бывшего премьер-министра Суга попал еще на первом его сроке – в 2006 году. Многим это время и конкретный тандем показались неудачными: уже через год Абэ подал в отставку из-за ухудшившегося здоровья. Кажущийся сильным кабинет министров развалился, а ЛДП перешла в оппозицию. Но Суга не сдался. Более того, именно он подтолкнул Синдзо Абэ попробовать вернуться на пост в 2012-м. 

Упорство, как известно, вознаграждается. Поэтому, когда ЛДП вновь стала правящей партией, а Синдзо Абэ – премьером, Ёсихидэ Суга получил назначение на должность генерального секретаря кабинета министров. На этом месте он и оставался рекордно долго, вплоть до сентября нынешнего года. Эксперты причиной невиданной в японской истории стабильности позиции называют безграничное доверие Абэ.


Но вот вам интересный факт: почти все свое время в кабмине Суга как политик особо не выделялся (насколько это возможно при двух пресс-конференциях в день). Но все поменялось в прошлом году, когда в Японии объявили новую эру Рэйва. Сделал это именно Ёсихидэ Суга – с того момента его стали называть потенциальным преемником Синдзо Абэ.

Как видим, не зря: нынешнего премьер-министра еще до итогов выборов называли главным кандидатом на должность. А 14 сентября его поддержало абсолютное большинство участвовавших в голосовании депутатов. 

Что будет с Японией под правлением Суги? И Суги ли?


В целом ничего не поменяется – новый премьер уже пообещал сохранить курс своего предшественника. Кстати, многие полагают, что за это его и выбрали: нужна была кандидатура, которая сможет продолжать политику Абэ без него. Кто, как не Суга, подходит для этого лучше?

Разве что сам Синдзо Абэ. Но он же уходит, правильно? Тогда к чему мы это пишем? Дело в том, что в кругах аналитиков уже сейчас ходят предположения, что де-факто нынешний премьер продолжит управлять государством. Этот маневр называется теневой политикой, и он совсем не новаторский. Так уже делали. Например, в Китае.

Правда, мы бы не стали утверждать, что Япония выберет этот сценарий. В то время как в одних источниках Сугу называют лишь заменой Абэ, в других вспоминают, что именно он был одним из главных советчиков бывшего премьер-министра. Впрочем, сходятся эксперты в одном: пока что как политик Ёсихидэ Суга проявил себя слабо, поэтому, чтобы задержаться на новом посту больше года, ему придется превзойти себя. 

Сейчас новый премьер взял курс на борьбу с проблемой, волнующей общество больше всего – коронавирус. В Японии инфекция не исчезла, да и экономический с социальным кризисы не преодолены. Фронта работ хватит как минимум на ближайшие месяцы. А дальше нужно будет решать, что же все-таки делать с низким рейтингом правительства, «абэномикой», конституцией и спорными вопросами в международных отношениях. 

Например, о Курилах. Россия и Япония до сих пор не заключили мирный договор, застряв на проблеме принадлежности четырех островов Южной Курильской гряды: Кунашира, Шикотана, Хабомаи и Итурупа. В 1956 году СССР и Япония подписали совместную декларацию, в ней Москва согласилась рассмотреть вопрос спорных территорий после заключения мирного договора. Но дальше дело не пошло. Не помогло и предложение по совместной экономической деятельности двух государств на спорных землях. На данный момент Курильские острова продолжают находиться под юрисдикцией наших соседей.


Впрочем, Суга уже заявил, что японская сторона намерена продолжать переговоры, дабы прояснить принадлежность четырех островов. Вряд ли что-то изменится – мы сомневаемся, что Россия согласится отдать часть земли из-под своего контроля или что Япония признает Курилы российскими. Но вот потенциальное ухудшение отношений между странами, если вопрос так и останется неразрешенным, предсказать можно.

Главный вопрос: произойдет ли это и с другими государствами? Внешнеполитический опыт Ёсихидэ Суги не так уж и обширен, да и харизмой Абэ он не обладает. Прекрасная возможность для того же Китая или США продвинуть свои позиции по вопросам двусторонних отношений. Будут ли они это делать и как среагирует новый японский кабинет, если да? Увидим в самое ближайшее время, как только Ёсихидэ Суга начнет череду официальных визитов и встреч в качестве нового премьер-министра.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter