Кто такой витрувианский человек?

Графическое изображение обнаженного мужчины, две вариации тела которого (при одной голове, кстати) с раскинутыми в стороны руками вписаны в квадрат и круг, часто используется в качестве иллюстрации. Автор рисунка — Леонардо да Винчи. Сегодня это одно из трех самых известных творений мастера, наряду с «Тайной вечерей» и «Моной Лизой» («Джокондой»). Рисунок, выполненный пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша (сделан из особого сплава серебра), небольшой — всего 24,5 × 34,3 сантиметра. Он экспонируется в венецианской Галерее Академии и считается одной из жемчужин коллекции этого музея. Но на самом деле Леонардо никогда не рассматривал его как художественное произведение — это всего лишь иллюстрация, так сказать, для личного пользования.

nashmilan.com

В своих дневниках (где и был обнаружен рисунок) да Винчи отразил на примере фигуры мужчины принципы соотношения пропорций. А сделал он это, изучая труды римского архитектора Витрувия, жившего в I веке до нашей эры. Отсюда и название — «Витрувианский человек». Несмотря на распространенное заблуждение, Леонардо ничего от себя не придумал, а просто перевел на язык рисунка текст римлянина: «Длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев равна длине ладони…», и так далее. Интересно, что витрувианских людей — трое. Примерно за полвека до Леонардо, в 1440 году, трактат «Об архитектуре» проиллюстрировал инженер Мариано ди Якопо (называемый еще Таккола). Второго «витрувианца» изобразил друг Леонардо — архитектор Джакомо Андреа дель Феррара. Но, несмотря на то что все три работы сохранились до наших дней, оригинальное название официально закреплено только за рисунком да Винчи. Не говоря уже о том, что творения инженера и архитектора не обладают никакой художественной ценностью — они очень схематичны.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter