Кто стоял за финансированием протестов в Беларуси – в фильме "Одно уголовное дело"

Проанализировав переписки, аудио- и видеозаписи, тысячи документов на английском языке, следователи установили: целый ряд иностранных государственных организаций  финансировали беспорядки и мятежи в Беларуси. Не культуру, историю и труд, а развал страны и захват власти. О том, кто и каким образом оплачивал протесты в Беларуси, – в документальном фильме на ОНТ "Одно уголовное дело". 

Фото: pixabay.com

За этим стояли фонд Сороса, американский Национальный фонд для демократии и их институт, польский Фонд солидарности, Пражский центр гражданского общества. И конторы попроще: BYSOL-Беларусь, BY_help.

– Представители By_help любят скромно называть себя гражданской инициативой. Но в ходе расследования установлены счета By_help, в штате 20 человек, деятельность которых оплачивается. Установлен руководящий орган организации – совет By_help, куда входили обвиняемые Александров и Злобина, – рассказал старший следователь управления Следственного комитета Беларуси по г. Минску Владислав Гурский.

Скриншот из видео

Андрей Александров – представитель экстремистского интернет-ресурса БелаПАН. Следствие располагает данными, что Александров получал деньги от американских фондов через Литву и Латвию. Главным "оператором по перемещению барсетки с деньгами" в Беларуси стал Алексей Леончик. Это друг Александрова и руководитель организации BY_help. Для такой "барсетки" деньги приходили от американских фондов через Литву и Польшу. В том числе через подставные фирмы двух друзей. 

В среднем организация BY_help собрала 3 миллиона 62 тысячи. И эти деньги, которые якобы собирались на поддержку пострадавших от режима, затем чудесным образом испарились, а на фонды солидарности обрушилась критика разгневанных сторонников экстремистских перемен. Деньги, конечно, ушли – но не тем, о ком говорилось публично. Ведь список адресатов финансирования от фондов был определен еще до событий августа-2020.

В телеэфире отметили, что в 2020 году на захват власти и бунты в Беларуси ушло два с половиной миллиона долларов. 

– Цифры, конечно, большие. Фонды через свои НКО и НПО отбирали людей, которые в пиковый момент выступят в роли получателей денег, которые потом уйдут на раскачку и поддержку бунта. Ведь помимо переводов из-за рубежа был и другой поток, более важный. Это наличка, – подчеркнул Игорь Тур. 

Собственно, именно такие граждане, готовые просто пересечь границу и забрать деньги, чтобы потом отдать тому, кому нужно, и составляли базовую боевую силу реальных действий внутри Беларуси. Революция всегда удовольствие дорогое. Заплатить, в общем-то, не проблема. Проблема – как это сделать. Вот и подбирались кадры, готовые рискнуть Само собой – за процент. 

Скриншот из видео

– Нами установлены около 20 человек, которые перевозили деньги через границу. Они сами до конца не знали, куда шли эти деньги. Просто перевези, передай человеку, – рассказывает Владислав Гурский. 

И это только курьеры Александрова из БелаПАН. У других контор, получавших деньги западных фондов, были свои десятки и сотни перевозчиков. Александров контактировал и с Андреем Стрижаком, он руководит организацией Bysol, которая сразу после президентских выборов была зарегистрирована в Нидерландах. Затем появилась информация о регистрации и в Литве. Через Bysol тоже собирались деньги на поддержку бунтов.

– Организация Bysol, изначально была инициатива BYKOVID, где и начинал Стрижак. То есть через социальные проекты они набирали авторитет, создавали имя. После этого в августе все включились в протестную повестку и начали заниматься финансированием, – рассказал Владислав Гурский. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter