Производство рапса снизилось в 2 раза

Кто снимет с финансовой иглы

В счет госзаказа поставлено менее половины запланированного урожая — чуть более 150 тыс тонн
431 ТЫСЯЧА тонн маслосемян с урожайностью 19,8 центнера с гектара — такого провального результата по производству рапса давно не было. Это почти в два раза меньше, чем в прошлом году. В счет госзаказа поставлено менее половины запланированного — чуть более 150 тысяч тонн. Причины провала наряду с другими проблемами сельхозпроизводства обсуждены на планерке в Минсельхозпроде. 



Еще недавно рапс не входил в число локомотивных культур. Но сегодня немалая часть пашни отливает рапсовым золотом. Культура органично вписалась в «дорожную карту» развития отечественного АПК. Уже не один год земледельцы обеспечивают маслоперерабатывающие заводы собственным сырьем, потребителя — диетическим растительным маслом, животноводство — кормовым белком. Жмых или шрот, получаемые после переработки маслосемян, — ценный белковый компонент в рационе животных. По содержанию кормовых единиц и перевариваемому протеину рапс более чем в 2 раза превосходит бобы, горох, кукурузу. Он не имеет себе равных и по такому показателю, как разнообразие и сбалансированность аминокислот. Значит, рост надоев и привесов, удешевление производства мяса и молока произошли в том числе благодаря и отечественному кормовому белку. 

Буквально за пару десятилетий созданы белорусские высокоурожайные качественные сорта озимого и ярового рапса, которые стали важной статьей импортозамещения. Так что случилось в сезоне 2014 — 2015? Большинство руководителей сельхозпредприятий убеждены, что рапс — очень полезное растение, подходящее и для севооборота, и для кошелька. Он первым приносит деньги в хозяйство. Как правило, уже в конце июля — начале августа. Более того, затраты по его производству у нас дают возможность выращивать маслосемена ниже уровня среднемировых цен. Так что отечественный  рапс, и особенно масло, — конкурентоспособный экспортный продукт. Подтверждение тому — рост продаж масла за рубеж. По данным Белорусской универсальной товарной биржи, только в первом квартале на торгах реализовано 19 тысяч тонн рапсового масла, что в два раза больше объемов продаж за такой же период прошлого года. При высокой конкуренции сделки заключались по ценам выше стартовых, а средневзвешенная цена продажи рапсового масла  только за квартал увеличилась с 556 до 591 евро за тонну.

Почему такой сбой? Конечно, сыграла роль погода. Уже в апреле стало понятно, что посевы озимого рапса в Беларуси после зимы погибли на 191 тысяче гектаров. Пришлось пересеивать, неся дополнительные затраты. А яровые? За год цена азотных и фосфорных удобрений выросла на 20 процентов, горюче-смазочных материалов — на 24, энергоресурсов — на 37 процентов. На закупку минеральных удобрений было направлено только 2,9 триллиона рублей — половина от необходимого объема средств. В результате минеральных удобрений было накоплено только 68 процентов к заданию. Не стояли на месте и цены на средства защиты растений, завозимые из-за пределов республики.

Но есть и другая сторона медали.

Уже в конце мая после окончания посевной госконтроль проверил ситуацию в хозяйствах и на полях. «Посевная кампания 2015 года проведена хуже предыдущих. Несвоевременный ремонт сельхозтехники, низкая обеспеченность минеральными удобрениями, недостаток горюче-смазочных материалов, несоблюдение технологических регламентов — эти и другие упущения и недостатки отрицательно повлияли на ход и качество сева», — заявил на заседании глава КГК Леонид Анфимов. 

Все ждут, когда им дадут деньги. Сели на иглу, как говорят некоторые специалисты. В такой ситуации неудивительно, что некоторые хозяйства пытались скрыть недоработки. Так, ОСПК «Колхоз имени Черняховского» Осиповичского района вдвое завысил площадь сева однолетних культур, в оперативной отчетности ОАО «Ганцевичский райагросервис» указано о проведенной подкормке 333 гектаров сенокосов и пастбищ, в то время как фактически эта работа была проведена лишь на 88. Во многих хозяйствах сев шел по невыровненным участкам, неотрегулированными посевными агрегатами. В результате часть семян вообще не была заделана в почву. Третья часть посевов осталась без минерального питания. 

А теперь прикиньте, сколько потеряли сельчане в нынешнем году, недобрав 400 тысяч тонн рапса, если закупочная цена колеблется от 3,5 миллиона до 3,7 миллиона рублей за тонну. Где деньги? Вопрос риторический.

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter