Кто сломает палочку Коха?

Медики Гомельского тубдиспансера сидят на чемоданах, а пациенты — в очередях
Медики Гомельского тубдиспансера сидят на чемоданах, а пациенты — в очередях

Гомельский городской туберкулезный диспансер собирался отметить новоселье еще в прошлом году. Но не случилось... Новая дата переезда замаячила на горизонте в конце нынешнего марта. Но радостное событие медикам опять пришлось отложить. А вместе с ним задвинуть подальше новую вывеску, которая ожидает своего часа в кабинете главного врача диспансера, и не тревожить уникальное рентгеновское оборудование, мертвым грузом стоящее на складе одной из воинских частей.

Без преувеличения можно сказать, что городской тубдиспансер — своеобразное белое пятно на карте Гомеля. Более экстремальных условий работы, пожалуй, нет ни в одном медицинском учреждении областного центра. Одноэтажное здание 1936 года постройки в свое время было рассчитано на 100 — 200 посещений в две смены. Но сегодня через его кабинеты за день проходит в 6 раз больше пациентов, чем положено. Потому очереди — неизменный атрибут этих узких коридоров, где теснятся и больные, и шкафы с архивной картотекой. Если бы речь шла о классической поликлинике, пожалуй, сие обстоятельство поддавалось бы пониманию. Но когда больные туберкулезом и потенциальные носители палочки Коха, взрослые и дети движутся в одном «инфекционном» потоке, вряд ли это можно оценивать как благоприятный микроклимат. В подобной сутолоке недолго и здоровому «приобщиться» к легочному недугу. На счастье, даже в таких экстремальных условиях медики не дают распоясаться опасной инфекции.

— Последние два года у нас самые положительные тенденции, — не скрывает оптимизма главный фтизиатр Гомеля, он же главный врач тубдиспансера Вадим Карницкий. — Впервые за многие годы уровень заболеваемости туберкулезом в Гомеле не только ниже областного, но и республиканского. И детский туберкулез мы тоже «не пускаем». Дает свой результат серьезная профилактическая работа. Нам бы еще перебраться в новое здание, тогда возможности предупреждения и лечения заболевания стали бы гораздо шире. Достаточно сказать о том, что мы уже получили современный рентгеновский аппарат, который начнет работать, как только мы переедем.

В области таких аппаратов всего три. Один из них Министерство здравоохранения выделило для городского тубдиспансера. Хотя бы потому, что сейчас здесь используется оборудование, выпущенное 30 лет назад. Достоинство же итальянской машины — низкая доза облучения. По сравнению с ныне действующим аппаратом нагрузка меньше в 5 раз! Для больных туберкулезом, которым только при первом обращении нужно сделать три снимка, это спасение. Однако пока супероборудование стоимостью полмиллиарда рублей в ожидании нового здания хранится на складах гомельской войсковой части 5255, которая согласилась помочь медикам. Откажись милиционеры, пришлось бы арендовать площади предприятия «Медтехника» и платить за каждый день простоя. Опять же в планах, связанных с реконструированным зданием, — использование для лечения пациентов небулайзерных установок, которые пока ждут своего дня, открытие дневного стационара, двух новых отделений...

Если вы думаете, что городские власти ничего об этом не знают, то спешу расставить точки над «i». В Гомельском горисполкоме о проблеме не только знают. Но вот уже третий год ее пытаются решать силами местного бюджета при поддержке областного. Правда, пока сражение не в пользу города, у которого то и дело заканчиваются деньги во время перепланировки и реконструкции бывшего трехэтажного Дома быта под новый тубдиспансер. По словам заместителя начальника отдела по управлению строительным комплексом и жилищной политике Гомельского горисполкома Александра Подольского, цена вопроса — 1,5 миллиарда рублей. Главный рывок был сделан в прошлом году, когда строители освоили свыше 70 процентов выделенных средств. Оставшиеся 400 миллионов планировали профинансировать в наступившем году. К слову, строительно–монтажное управление N 2 треста «Бестромремонт», не дожидаясь бюджетных средств, отработало в аванс половину этой суммы. Так что здание практически готово принять новоселов. Осталось закрепить светильники, поставить сантехнику, благоустроить территорию. По сути, вложить 150 миллионов, чтобы персонал и пациенты тубдиспансера наконец вздохнули свободно в полном смысле этого слова.

Однако деньги на объект еще не перечислялись. Работы в здании временно приостановлены. По своей доброй воле строители дежурят здесь и днем, чтобы окрестное население не растянуло евродвери и подвесные потолки. Попытки уже были. Безрадостную ситуацию прояснила начальник финансового отдела Гомельского горисполкома Елена Радченко, не так давно приступившая к своим обязанностям. Это здание почему–то не было включено в перечень объектов, финансируемых из городского бюджета. Его отнесли к программе, которая подкрепляется средствами лишь в случае перевыполнения поступлений в городскую и областную казну. Но пока такового нет. А значит, и нет возможности активно продолжать строительство. Поэтому поиском недостающей суммы сейчас занимается Гомельский облисполком. В областном комитете по строительству и архитектуре обнадежили: выход из положения найдут, не дожидаясь полугодия, когда обычно уточняются доходы и расходы.

Иначе трудно и представить, и объяснить, почему на складе пылится чрезвычайно нужное всем оборудование, а в коридорах диспансера толпятся очереди пациентов, которым противопоказана всякая скученность и теснота. При самом лучшем раскладе — поступлении нужной суммы со дня на день — ждать останется месяц–полтора. Ровно столько нужно строителям, чтобы «закрыть» объект и торжественно его открыть.

Фото автора.

На снимке: очередь — привычный атрибут городского тубдиспансера.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter