Кто сеет, тот и имеет

Календарь и традиции
Следующая неделя начинается довольно скромными «прысвяткамi», главной темой которых остается работа «на градах». По традиции огород находится под патронатом хозяйки и вообще женской части семьи. Девочек с малолетства приучали отличать побеги огородных культур от сорняков–«пустазелля», умело проводить прополку.


16 мая в народном календаре день Мавры–молочницы. За время, что прошло от «Юр’я», когда только начинали выгонять на открытые пастбища коров, молодая сочная трава уже хорошо поднялась, и надои у коров заметно увеличились.

18 мая — Ирина–рассадница. К этому моменту хозяйки подрастили различную рассаду. В Беларуси в разных регионах нередко выбирают свои любимые культуры, к которым относятся по–особому, знают секреты их выращивания и достигают в том замечательных результатов. Например, даже если повсюду огурцы не уродили, в ольшанских, пинских парниках мы всегда увидим огуречный аншлаг. Когда–то наш Давид–Городок обеспечивал семенами чуть ли не полстраны. По весне на рынках эти семена выставлялись в холщовых мешочках, рядом — дощечка с изображением овощной или цветочной культуры, выписанным местным художником масляными красками в духе наивного искусства. Выглядело все необыкновенно живописно и колоритно.

Продолжает тему посадок и 19 мая — день праведного Иова Многострадального. В народе еще — Иов–огуречник, Иов–горошник. Кстати, скороспелый сладкий горошек всегда считался любимым лакомством детей. Как правило, его сеяли на особой грядке, а не по краям общей гряды, — чтобы дети, когда горох поспеет, не потоптали остальные посадки. По приметам, большие росы в этот день обещают хороший урожай.

21 мая отмечается память апостола и евангелиста Иоанна Богослова. А с точки зрения хозяйственной тематики все то же — посадки. Теперь к огурцам добавляются морковь, редька, лук... Интересно, что в песнях этого периода перечисляются практически все известные культуры. Что касается «огородной» обрядности, здесь существовали свои традиции. Так, чтобы положительно повлиять на рост и созревание некоторых культур, хозяйки клали между грядками какие–либо предметы, символизировавшие стойкость и крепость: например, круглый камень–голыш — для капусты, продолговатый — для огурцов.

22 мая — Никола. В песнях его называют «старая асоба», подчеркивая старшинство среди святых. Никола–чудотворец — скорый на подмогу, заступник простого люда в их бедах и горестях, покровитель земледелия и торговли. Вообще, в календаре отмечены несколько Никол, нынешнего называют «вешним», «теплым», он всегда «пагоду ставiць», то есть устанавливает свой сезон, приносит лето. А до того с «надвор’ем» у нас сплошная «трасянка»: «Да Мiколы няма дабра нiколi». Еще одна забота в это время — уход за лошадьми. Чтобы уберечь их «ад свавольстваў» нечистой силы, использовали припрятанные с прошлого года купальские травы — ими окуривали животных. В таком букете не последнюю роль играли чертополох, «падпуднiк» (в каждом регионе свой), «блекат» и «ручаiнкi» льна. Подкуривали мастерски, так, чтобы дымок обнимал все животное. Оставшийся пепел не высыпали просто так, а собирали в холщовый мешочек для «iншай нагоды». Спешили постричь овечек, пока они не начали линять и их чудесная шерстка не превратилась «у лямец». Будущий урожай определяли по состоянию хлебов: если к этому времени колос уже «выплывет» — ожидается добрый намолот.

Советская Белоруссия № 89 (24971). Пятница, 13 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter