Разрешена ли торговля копченой рыбой вдоль трасс и есть ли среди продавцов перекупщики или браконьеры?

Кто разводит угря на... обочине


Копчености люблю, но беру их у проверенных продавцов и без вакуумной упаковки, так как оцениваю качество только на глаз, как говорится, и по запаху. Спорный способ, конечно, ведь где и как появился на свет этот продукт и насколько он безопасен, должны знать сами производители и санитарные службы.

Недавно знакомый пробовал продавать рыбу собственного копчения возле дорог — никто не препятствовал, и все его лещики и окуньки «уплыли, как песня» всего за пару часов. Возник вопрос: кто-то контролирует то, что лежит на ящиках-прилавках? И откуда у продавцов редкая и ценная рыба, если на нее разрешен только промышленный лов? Давайте разбираться.

Деликатесы на обочине

В том, что на импровизированных торговых точках и мини-рынках у трасс сельчане продадут лишний мешок картошки, кочан капусты со своего огорода либо собранные в лесу грибы и ягоды, ничего предосудительного нет. Что не скажешь о продуктах, которым место не на обочине, а только в холодильнике. Например, копченая рыба. Ее (подтвердит любой автомобилист) в последнее время на трассах стало очень много, причем не только в местах, где множество водоемов и такой промысел — дело привычное. Отсюда закономерные вопросы. Во-первых, кто и как проверяет качество подобных деликатесов и проверяет ли вообще? Во-вторых, откуда у продавцов угорь копченый, если частная ловля его запрещена? Браконьерство? Есть одна лазейка, о которой я слышала: люди закупают свежую рыбу в фирменных магазинах, принадлежащих национальным паркам «Браславские озера» и «Нарочанский», сами коптят и продают. Допускаю. О том, насколько это выгодно, порассуждаем позже. А как насчет безопасности и качества? Магазину, если, не дай бог, последствия будут нерадужными, всегда можно выставить претензии. Согласна, и за сетевиками грешки водятся — иногда выставляют на прилавок то, что давно должно быть утилизировано. Но где искать в случае чего управу на придорожного бизнесмена? В погоне за заработком не все оказываются честными, и в каких сараях и условиях коптят эту рыбу, где ее хранят, тоже остается тайной.

Вместо холодильника крапива и кусты

В Лепельском районном центре гигиены и эпидемиологии, по территории которого пролегает автомагистраль Минск — Витебск, где, собственно, и располагаются несколько придорожных мини-рынков, мне пояснили: торговать там можно, но при создании определенных условий. Расчет прежде всего на добропорядочность потенциального продавца, который вначале сам придет в санстанцию и получит необходимую консультацию. Для хранения той же рыбы, так как это скоропортящийся продукт даже в копченом виде, нужна температура плюс 2—6 градусов, не выше. На придорожных торговых точках такие условия создать невозможно. Это практикуется на городских рынках, где холодильник можно арендовать. Что касается стихийной продажи у трасс, то это в чистом виде несанкционированная торговля. Кто вправе и обязан проверять продавцов? В Лепеле заверили: санитарные службы не имеют к этому никакого отношения, это компетенция РОВД.


Если вернуться к городским рынкам, то физлицу для торговли той же копченой рыбой специальное разрешение и сертификаты качества не требуются. Минимум — справка о прохождении флюорографии. Только ответственность на продавце и администрации рынка, где должен быть свой внутренний порядок.

— Товары негарантированного качества, изготовленные физлицами, должны продаваться в обособленных местах, — дополняет главный санитарный врач Мядельского района Николай Паршуто. — В целом к физическим лицам нынешняя нормативная база не предъявляет каких-либо требований. И я ничего им предъявить не могу, поэтому покупатель должен быть информирован, что он приобретает продукцию на свой страх и риск. Санитарные правила распространяются только на рынки и предприятия торговли. Что касается неустановленных мест — это дело милиции.

Еще в двух санэпидемстанциях Витебщины мне ответили практически то же самое: рейды у дорог должны проводить сотрудники РОВД. Эти же вопросы сразу переадресовала в УВД Витебского облисполкома, где в пресс-службе пояснили:  «Милиция к придорожной торговле никакого отношения не имеет, а на товар, если рассуждать логически, сертификат качества и безопасности должен быть. Но милиционер не будет гонять человека, продающего у дороги рыбу или сало. И рейды такие не проводятся, если только не возникнет серьезный конфликт между людьми, тогда мы точно вмешаемся».

Конечно, обособленных мест с холодильными установками у дорог нет. Многие пользуются, как говорится, дедовским способом, о котором слышала еще в детстве: товар обкладывают крапивой и до приезда покупателя оставляют под тенью кустика или дерева. Вот и вся морозилка.

Где живет золотая рыбка?

Мои представления о том, что угорь должен жить во всех крупных озерах и реках, оказались в корне неверными.

— Это промысловый вид, обитающий в тех озерах, куда его посадили и куда он распространяется с мест посадок, — рассказывает заместитель директора РДУП «Институт рыбного хозяйства» Владимир Костоусов. — Легальные поставки этой рыбы возможны только от национальных парков «Нарочанский» и «Браславские озера» и нескольких арендаторов Витебщины. Угорь водится в бассейнах Немана и Западной Двины, куда он заходил в исторические времена естественным образом, там же проводились промышленные посадки. В Днепре, Припяти, Соже и Березине, если и попадался, только тот, который распространился сам по водным артериям. Из бассейна Немана он вполне мог попасть по каналу Огинского в Припять и ее притоки или по Березинскому каналу из Двины в бассейн Днепра. В Полесский регион — из Польши. Не исключено, но эта численность не имеет какого-либо экономического значения, поимки единичные.

Массовое зарыбление угрем проводилось в 1986 году. После им пополняли водоемы нацио­нальных парков с 2005 по 2008 год, последнее зарыбление было в 2015-м в озере Свирь, принадлежащем Национальному парку «Нарочанский». И в промышленных масштабах рыбу поднимают не тоннами.

Гарантированный улов

По информации Минприроды, право на отлов угря имеют 9 организаций, да и то в строго отведенных местах. Инструкция по ловле жесткая, малейшее уклонение — и можно стать браконьером.

— Его могут брать арендаторы — землепользователи водоемов, в которых эта рыба обитает. Областной исполком выделяет квоты на вылов угря в рамках промыслового рыболовства в шести озерах. Выдаются специальные билеты и журналы промысловым бригадам. В апреле — мае по разрешению Минприроды с помощью угреловушек производим лов покатного угря (в период миграции). В это время рыба уходит из озер в реки для ската в Саргассово море. С 31 мая и до сентября — октября ловим неводом. Все взвешивается и отправляется в холодильные камеры, а потом распределяется по магазинам в сыром или переработанном виде. Те, кто торгует угрем вдоль дорог, или сами занимаются браконьерством, или привозят покупного угря с браславской стороны. Там больше мест его обитания, соответственно, увеличивается промысел, — пояснил ведущий инженер-рыбовод Национального парка «Нарочанский» Сергей Латушкин.

Начальник отдела охраны Нацпарка «Нарочанский» Эдуард Василевский подтверждает: случаи браконьерства на их озерах были. В 2020 году одного любителя угря выловила Мядельская райинспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды. Стоит ли так рисковать, когда за каждую незаконно добытую особь штраф 15 базовых величин!

Вместо самогона — рыба?

Теперь поговорим о том, можно ли наладить бизнес перекупщику. Может, это они стоят у дорог? Жительница поселка Нарочь (представилась Татьяной) и сама раньше промышляла тем, что покупала сырую рыбу в фирменных магазинах нацпарков «Нарочанский» и «Браславские озера», коптила ее на своем участке и продавала у трассы. В старые добрые времена, говорит, трехлитровик самогона можно было обменять на ящик рыбы:

— Миллионерами не стали, конечно, но можно было неплохо пополнить семейный бюджет, — ностальгирует женщина. — Сейчас угорь, который тогда брали хорошо, стал «зависать». Одни продают килограмм рублей за 80, другие где-то на дальних точках, слышала, могут толкнуть и за сотку. Да и немного его в магазинах. Говорят, что и в водоемах его мало. Так что копченая рыба — это в основном лещи, окуни, судак...

Поинтересовалась ценами и ассортиментом в магазинах двух нацпарков. В «Нарочанском» на момент моего обращения угря не было, а свежемороженым они не торгуют. Копченый реализуют по 83 рубля за килограмм, поставляют небольшими партиями раз в неделю. Основные покупатели — заезжие. Лещ горячего копчения — 15,6 рубля, судак — 15,7, окунь — 12,4. Свежемороженый лещ стоит 3,5 рубля, остальную рыбу продают только в копченом виде.

В магазине Браслава ассортимент богатый, но поставки небольшие, а хотелось бы больше. Покупатели берут по пару килограммов, многие местные сами отличные рыбаки, тот же лещ или окунь с плотвой для них не диковинка. А вот угря (копченого не продают) покупают отдыхающие и чужаки. Свежемороженый крупного размера — по 60 рублей за килограмм, среднего — 50. Судак — 8,50, щука — 6 рублей. Не стану дальше вдаваться в подробности, но можно прикинуть навар, если в Браславе купить и продать где-то подальше от озер. Разница колеблется от 20 до 40 рублей. Только, учитывая ограниченные поставки в магазин, вряд ли торговец сможет закупать ящиками. Получается, вся «надежда» на браконьеров? Не хочу делать каких-либо выводов, это всего лишь предположения, — но где-то же этот придорожный товар ловится?

— Скорее всего, продаваемый угорь либо местного происхождения и добыт нелегально, либо его поставляют на территорию Беларуси из Прибалтики, Германии, Китая и Новой Зеландии, — поясняет Владимир Костоусов. — Соответственно, его могут реализовывать под видом местного, так как это некий бренд. Для покупателя разницы нет, он считает: эта рыба либо с Нарочи, либо с Браслава.

Конечно, продавцы никогда не признаются, «откуда дровишки». Мне в принципе это и не нужно. Все, что хотела, выяснила. Напоследок заглянула в магазин и столичный ресторан, где продают угря и подают как отдельное блюдо.В первом кило свежемороженого тянет на 100 рублей, а за 120-граммовое яство с добавлением овощей и каких-то соусов нужно отдать 16 рублей. Вкусно, наверное.

сhasovitina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter