Кто разбудит "спящего Будду"?

Грибы не только едят, но и лечатся ими на протяжении тысячелетий
Начало осени - настоящая уборочная страда для грибников. В эту самую минуту сотни, если не тысячи, любителей "тихой охоты" с корзинами наперевес крадутся своими затаенными стежками. К вечеру добычу начнут варить, жарить, мариновать. Кто-то просто полакомится деликатесом, а кто-то, следуя новомодному течению, начнет ломать голову над тем, как добыть из какой-нибудь веселки лекарство для домашней аптечки. В самом деле, чем мы хуже японцев, которые грибы не только едят, но и лечатся ими на протяжении тысячелетий?

Вопрос не праздный. Откройте газету, купленную на лотке, - там пообещают исцелить грибами от всех недугов, начиная от хронической бессонницы и заканчивая раком в неоперабельной стадии. Фунготерапия (от латинского "фунгус" - гриб) сегодня у всех на устах. Но в радостном хоре знахарей и целителей почему-то тонут настороженные голоса медиков и ученых, которые изучают грибы профессионально. "СБ" решила восстановить справедливость и обратилась к заведующей лабораторией микологии НИИ экспериментальной ботаники им. Купревича НАН Беларуси Ольге Гапиенко. Как призналась Ольга Степановна, у нее самой объявления типа "ешьте грибы и излечитесь" вызывают ужас, смешанный с негодованием.

- Всего в мире насчитывается до миллиона грибов, включая патогенные. Шляпочных значительно меньше - около 4 тысяч. Беларусь всегда была грибной страной, в наших лесах растет достаточно много их разновидностей - где-то 1,5 тысячи. Издревле собирали видов 15 - 20: всем известные боровики, рыжики, лисички, подосиновики и т.д. Что касается лечебных свойств грибов, то этим медицина начала заниматься только с середины 50-х годов XX века. Из великого множества грибов на биохимический состав к середине 90-х годов в мире были проверены только 7 тысяч (!). Это очень трудоемкое дело, и мы еще в самом начале пути.

Конечно, народ начал интересоваться грибами в качестве лечебного средства много раньше. Но познавал их, пробуя на свой страх и риск. Когда же за дело взялись теоретики, то многие из эмпирически найденных свойств действительно подтвердились. Например, существовало поверье: сердце не будет болеть, если съедать ежедневно по одному сушеному боровику. И наука выяснила: в белых есть лицин, вытяжка которого очень полезна при обморожениях, поскольку восстанавливает кровообращение и на самом деле эффективна при сердечно-сосудистых заболеваниях. В любимой всеми лисичке обнаружили тонкие фтористые соединения, благодаря чему та получила применение в косметологии, при изготовлении зубных паст и прославилась своей способностью укреплять иммунитет. У рыжика нашли антибактериальные свойства, в красном мухоморе - галлюциногенные (а значит, его можно применять как обезболивающее). Головачи хорошо врачуют гнойные раны, веселка - ожоги, в этом медики с народом тоже согласились. А вот чага, которую считает своей спасительницей Александр Солженицын, не все надежды оправдала: препарат бифунгин, сделанный из экстракта этого древесного гриба, лишь немного сдерживал рост опухолей и теперь рекламируется больше как средство против язвы желудка. Наука обнаружила главное: грибы обладают большим количеством биологически активных веществ и антибиотиков.

Но одно дело, подчеркивает Ольга Гапиенко, - гриб, а другое - лекарство. При каких хворях фунготерапия эффективна, допустим, знахари знают, а как насчет противопоказаний? Между прочим, в гораздо более "обкатанной" фитотерапии у каждой травки их практически столько же, сколько и показаний. Грибы - это тяжело усвояемый белок, так что для тех, кто имеет проблемы с желудком, печенью, они могут стать испытанием даже за праздничным столом, не говоря уж о приеме в виде всяких "лечебных коктейлей". И потом, привычная веселка в Беларуси и в Западной Европе - как говорится, "две большие разницы". Гриб - нечто среднее между животными и растениями: его свойства напрямую зависят от питающей среды, а в ней могут оказаться и радиоактивные элементы, и ядовитые вещества. Несколько лет назад в белорусской почве появился новый продукт радиационного распада - америций, обладающий огромной токсичностью, вычислить его нельзя ни одним дозиметром. Так что стоит крепко подумать, прежде чем лечиться той же веселкой, выкопанной, скажем, в лесах на Гомельщине. Между тем эти сто раз озвученные предостережения пропадают втуне. Например, с маниакальным упорством продолжают брать тонкую свинушку. Ту самую, которая еще 20 лет назад стала виновницей массовых отравлений в Европе. Оказалось, она содержит соединения, не вызывающие сиюминутного отравления, но разрушающие организм тихо и методично. Боли нет, однако спустя время дают о себе знать почки, может даже развиться белокровие. Европа - в ужасе - давно перестала свинушку собирать, а у наших грибников ответ один: "Испокон веков ели и есть будем!"

В стране, где грибной сезон регулярно уносит несколько человеческих жизней, а счет отравившихся ими идет на десятки, рассуждать о фунготерапии - все равно, что заманивать в море прелестями дайвинга человека, не умеющего держаться на воде. На Западе грибы выращивают в специальных теплицах, а знаменитый японский шиитаке - и вовсе на рисовых зернышках. В изучение грибов там вкладывают миллионы, миллионы и получают: противоопухолевый препарат на основе того же шиитаке стоит порядка 50 долларов. У них - бум, у нас - мода, основанная на отрывочных сведениях и недобросовестной рекламе. А жаль, потому что, по мнению Ольги Гапиенко, у грибов действительно большое будущее.

Как миколог я уверена, что из грибов со временем будут получать не меньше лекарств, чем из трав. Посмотрите: самые хорошие, самые дорогие лекарства сейчас изготавливаются из растений, а не на основе химических соединений. В будущем все препараты станут более комплексными. Грибы уже сейчас используются в фармацевтике и со временем будут помогать людям все больше. Это вопрос времени, но спешки природа не простит.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter