Кто раньше вспашет, тот больше получит

Невозможно достичь высокого качества обработки почвы без правильной технологической настройки и регулировки почвообрабатывающих агрегатов. Они должны проводиться сначала на специальных ровных площадках машинного двора, а затем совместно с агрономами в поле.

Как правильно отрегулировать плуги для подготовки почвы.

Невозможно достичь высокого качества обработки почвы без правильной технологической настройки и регулировки почвообрабатывающих агрегатов. Они должны проводиться сначала на специальных ровных площадках машинного двора, а затем совместно с агрономами в поле.

Важнейшее условие качественной зяблевой вспашки — раннее проведение. При этом обеспечивается надежное уничтожение сорной растительности и вредителей, происходит накопление влаги и питательных веществ в почве. Кроме того, в августе-сентябре подъем зяби примерно в 1,5 раза производительнее, чем в более позднее, обычно холодное, дождливое время.

Качественной считается вспашка с равномерным крошением почвы, со слитной, слегка гребнистой поверхностью, без высоких свалов, глубоких разъемных борозд (при вспашке загонными плугами) и с полной заделкой растительных остатков.

Требования к вспашке каждого поля дифференцируются агрономом в соответствии с целями и почвенно-климатическими условиями. Высокое качество достигается правильным выбором и регулировкой плуга и сменных рабочих органов к нему, применением оптимального скоростного режима работы агрегата. Причиной низкого качества вспашки является позднее проведение лущения и пахоты из-за задержки с уборкой соломы.

Значительно снижают качество пахоты также плохая выровненность поверхности пашни и огрехи. Неровная поверхность часто бывает следствием некачественной уборки соломы, остатки которой забивают плуги. После их очистки на поле остается много наволоков соломы, перемешанной с почвой, что служит причиной поломок и низкой производительности машин при последующих работах.

Основными пахотными агрегатами, которые будут применяться в республике на осенне-полевых работах в 2011 году, являются агрегаты, состоящие из трактора К-701 и плуга ПГП-7-40, трактора «Беларус-3022» и плуга ППО-8-40. При их подготовке необходимо обратить внимание на то, что плуги должны комплектоваться корпусами одного типа. Хорошо, когда носки лемехов находятся на одной линии, а кромки лезвий лемехов располагаются в одной плоскости. Выступание лемеха за отвал не должно превышать 10 мм, а над отвалом — не более 2 мм. Утопание головок болтов не может быть более 1 мм. В противном случае болты заменить. Допустимое отклонение размеров лемехов: 10 мм — по ширине; 5 мм — по длине спинки; 10 мм — по длине лезвия; 1 мм — по толщине режущей кромки. На корпусах должны быть установлены углоснимы. Положение отвала углоснима относительно отвала корпуса регулируется в зависимости от глубины пахоты. Правильно отрегулированный углосним срезает угол оборачиваемого пласта и сбрасывает его на дно борозды впереди корпуса. Поскольку эти плуги имеют предохранительные устройства, то в зависимости от типа почвы для ПГП-7-40 необходимо отрегулировать начальное давление масла в системе предохранителей. При вспашке легких и средних почв оно должно составлять 6,0—7,5 МПа и 7,0—9,0 МПа на тяжелых почвах. Для плугов ППО-8-40 необходимо предварительно сжать рессоры при помощи регулировочных болтов до размера 700 мм между осями крепления.

При подготовке пахотного агрегата, особенно с плугом ППО-8-40, отдельное внимание должно быть уделено подготовке трактора «Беларус-3022». Подготовка его заключается в расстановке передних и задних колес, установке на переднюю навеску балластных грузов (1100 кг), проверке давления в шинах колес, установке требуемой длины раскосов навески.

Правильная регулировка колес является необходимым условием оптимальной работы трактора и плуга. Передние колеса должны быть расставлены на широкую колею, т. е. их необходимо поменять местами, а задние — чтобы расстояние между внутренним обрезом передних и задних колес было одинаковым. Допускается расстановка передних колес с расстоянием на 20—100 мм больше, чем задних.

Во время пахоты установите одинаковое давление в каждой шине. Оно определяется реальной нагрузкой, которую несет колесо во время работы. Для этого используйте рекомендуемую заводом-изготовителем таблицу соотношений нагрузки и давления.

При работе с оборотным плугом длина раскосов должна быть одинаковой. Она измеряется между осями шарниров.

Для обеспечения горизонтального перемещения плуга необходимо использовать паз стяжки. После этого следует натянуть ограничительные цепи навесной системы трактора.

Глубина вспашки оборотным плугом ППО-8-40 устанавливается непосредственно в поле. Для этого на втором проходе агрегата, когда трактор одной стороной находится в борозде, приступают к регулировке глубины. При помощи изменения положения гайки на штоке механизма регулирования глубины пахоты и упоров опорных колес опорной тележки и опорного колеса определяется глубина задней части плуга. А передняя часть устанавливается с помощью рукоятки силового регулятора. После установки глубины делается ее корректировка.

Это нужно для того, чтобы все корпуса пахали на одинаковую глубину. Для этого прежде всего необходимо выровнять раму так, чтобы она была параллельна поверхности почвы.

Необходимо знать, что наклон плуга в сторону невспаханного поля приводит к мелкой вспашке первым корпусом. Если, наоборот, плуг наклонен в сторону пахоты, заметны более глубокое заглубление первого корпуса и плохая стабильность хода плуга (нужно подворачивать колеса трактора).

Выравнивается плуг в продольной плоскости при помощи верхней тяги навески трактора.

Установить ширину захвата первого корпуса можно с помощью талрепа. При этом происходит как изменение ширины захвата первого корпуса, так и линия тяги всего плуга. Правильная настройка позволяет работать корпусам с наименьшим давлением на полевую доску.

Настраивают навесной плуг ПГП-7-40 на заданную глубину вспашки на ровной площадке с твердым покрытием. Для этого трактор с плугом устанавливают на бруски, высота которых равна разности заданной глубины вспашки и глубины погружения колес в почву (2—3 см). Бруски должны быть под всеми колесами трактора, т. к. он движется вне борозды, и под опорными колесами плуга. Потом винтовым механизмом опорного колеса опускают плуг до касания корпусов с площадкой. Правым раскосом и верхней центральной тягой механизма навески трактора выравнивают раму плуга в продольном и поперечном направлениях и делают соответствующие отметки на стойке механизма опорных колес и винтах раскоса и центральной тяги навески трактора. Окончательно настраивают плуг на заданную глубину вспашки в полевых условиях.

Поскольку плуг ПГП-7-40 является загонным, то качество вспашки им во многом зависит от способов формирования свальных гребней и разъемных борозд, а также прямолинейности движения агрегата при первых проходах.

Наиболее приемлемым способом формирования свального гребня по технике исполнения является способ отпашки, который выполняется за три прохода. Для первого прохода плуг регулируют так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а последний пахал на заданную глубину. На второй проход плуг устанавливают с таким расчетом, чтобы все корпуса пахали на полную заданную глубину. При этом трактор направляют таким образом, чтобы первый корпус плуга поднимал предпоследний гребень от первого прохода и часть почвы пересыпал через последний гребень во вспаханную борозду. Третий проход выполняют как при обычной пахоте, окончательно засыпая первую борозду и образуя свальный гребень.

Разделку разъемных борозд делают после окончания вспашки всего поля на основных загонах и поворотных полосах. Плуг регулируют так, чтобы передний корпус шел на полную глубину или даже на 3—4 см глубже, а последний скользил по поверхности поля. Трактор следует вести правым колесом у кромки разъемной борозды, чтобы первый корпус плуга оборачивал ранее вспаханный слой в борозду. Заделывается разъемная борозда за прямой и обратный проходы агрегата. Формирование свальных гребней и заделку разъемных борозд можно также выполнять за один проход дисковыми боронами с шириной захвата 2—3 м. При этом угол атаки передних батарей устанавливают минимальным, а задних — максимальным.

В целях ускорения подготовки почвы под посев вспашку проводят комбинированными агрегатами — плугами с приспособлениями для усадки и дополнительной обработки пласта.

Николай ЛЕПЕШКИН, зав. лабораторией «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства», кандидат технических наук Владимир ДОБРИЯН, научный сотрудник лаборатории

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?