Кто рано встает - тому на завод

По идее, человек, только получивший рабочую специальность, даже задумываться не должен, куда пойти трудиться. Сегодня ни одному директору профессионального лицея (так называются сейчас бывшие ПТУ) не разрешат формировать группы до тех пор, пока на каждого потенциального учащегося не будет заключен договор с предприятием об их дальнейшем трудоустройстве. Иными словами, завод или фабрика гарантируют, что вместе со специальностью молодой человек автоматически получает рабочее место. Однако на практике эта гарантия часто оказывается фикцией...

По идее, человек, только получивший рабочую специальность, даже задумываться не должен, куда пойти трудиться. Сегодня ни одному директору профессионального лицея (так называются сейчас бывшие ПТУ) не разрешат формировать группы до тех пор, пока на каждого потенциального учащегося не будет заключен договор с предприятием об их дальнейшем трудоустройстве. Иными словами, завод или фабрика гарантируют, что вместе со специальностью молодой человек автоматически получает рабочее место. Однако на практике эта гарантия часто оказывается фикцией.


Перед сиротой, инвалидом с детства Борисом Цирулевым дверь в рабочую жизнь открывалась долго. В июне парень из Бобруйска окончил Мстиславский профессиональный лицей № 6. Получил специальность слесаря по ремонту сельскохозяйственных машин. Однако первое рабочее место все не находилось. Работники лицея, сотрудники управления образования Могилевского облисполкома о трудоустройстве молодого специалиста пытались договориться еще до того, как он получит диплом. Но ни одному заводу, куда обращались, Цирулев оказался не нужен. И лишь несколько недель назад для Бориса нашлась наконец вакансия на "Белшине".


- Ежегодно стены нашего учебного заведения покидает около 300 ребят, - делится наболевшим директор Могилевского государственного профессионального лицея № 2 Владимир Шех. - И далеко не все устраиваются на те предприятия, с которыми у нас подписаны договоры. Достаточно часто их руководители заявляют: "Нам столько рабочих, как планировали три года назад, уже не нужно. Поэтому возьмем половину". Остальных выпускников чуть ли не в последний момент приходится пристраивать всеми возможными способами.


У руководства предприятий свое объяснение проблемы.


- Мы обычно заключаем договоры на то количество учащихся, которое просит учебное заведение, - не скрывает правду жизни директор могилевского завода "Электродвигатель" Святослав Титов. - Словом, идем навстречу лицею или колледжу. Но затем на работу берем столько молодых рабочих, сколько требуется на самом деле. Это могут быть как все выпускники, которых собирались к нам распределить, так и всего несколько человек. Если говорить откровенно, то наше предприятие запросто могло бы вообще обойтись без системы профтехобразования. Кадровую проблему решаем сами: набираем учеников, закрепляем за ними наставников, а через полгода получаем квалифицированных работников.


Сегодня на Могилевщине действуют 35 профессиональных лицеев и колледжей, в которых готовят рабочих практически для всех отраслей экономики. Ежегодно в большую жизнь из них выходит около 7 тысяч молодых людей. И, к сожалению, нет стопроцентной уверенности, что все они без исключения получают профессии, востребованные на рынке труда.


- Ситуация парадоксальная: сколько специалистов готовить и каких, решаем мы. У нас же молодые люди получают образование и потом наши же специалисты пристраивают их на работу. Предприятия остаются в стороне... - недоумевает начальник управления образования Могилевского облисполкома Леонид Смотрицкий. - Разве что порой на совещании директор заявит об образовавшемся дефиците кадров и попросит его закрыть. И невдомек такому руководителю, что вот так, сразу, рабочего не подготовишь. Для этого нужен минимум год. К сожалению, практически никто не занимается даже среднесрочным планированием. На заводах, предприятиях, в организациях, как правило, солидный штат в отделах кадров. Однако их сотрудники не всегда знают, сколько человек в ближайшее время выйдет на пенсию, какое количество рабочих и каких специальностей понадобится в первую очередь с учетом планируемого роста производства. В итоге мы не можем с полной уверенностью сказать, что бюджетные деньги, направленные на профессиональную подготовку, не тратятся впустую. А это - колоссальные средства: средняя стоимость обучения одного учащегося - 5,5 миллиона рублей в год. Логичнее было бы, если бы предприятия заказывали нам конкретное количество рабочих специальностей и платили за обучение ребят. Предвидя возражения оппонентов, скажу: мы выживем и за бюджетные ассигнования. Но хотелось бы, чтобы они рачительнее расходовались. К тому же у предприятий появилась бы возможность брать не просто специалиста, подготовленного по типовой программе. А по желанию заказчика - профессионала с особой квалификацией.


Подумать есть над чем. Предприятия, чтобы получить прибыль, покупают сырье, комплектующие, энергоносители. А почему бы им не потратиться на главное средство производства - квалифицированную рабочую силу? Не секрет, что от бесплатных "спецов" и толку порой бывает немного. Вспоминаю девушку, окончившую сельскохозяйственный колледж по специальности "Агрономия" и прибывшую в хозяйство по распределению. Руководителя она шокировала тем, что не смогла отличить овес от пшеницы. Другой выпускник, в дипломе которого было написано "мастер сварочного производства", после первого рабочего дня попал в реанимацию с... аллергией на сварочные газы. Получается, за время учебы он и часа на настоящей практике не был, иначе реакция организма проявилась бы гораздо раньше. Спрашивается, почему появляются такие специалисты-недоучки? Не от того ли, что в них мало заинтересованы потребители - промышленные и сельскохозяйственные предприятия? От подготовки наобум надо переходить к четким ориентирам.


Компетентно


Начальник управления профессионально-технического образования Министерства образования Эдуард Гончар:


- Сейчас в стране действуют 222 учебных заведения, в которых около 100 тысяч молодых людей получают рабочие специальности. Но предприятия к подготовке своего персонала относятся как к чему-то второстепенному. На первом плане у них - прогнозные показатели, рост объемов производства. Думаю, скоро все изменится. Мы сейчас находимся на пороге новой системы прогнозирования. В соответствии с постановлением Совета Министров каждая отрасль должна определить свою потребность в кадрах и предоставить сведения в наше министерство. На основе анализа полученных данных будет меняться структура системы профессионально-технического образования. Возможно, появится потребность в новых специальностях. А обучение некоторым профессиям, не исключаю, придется прекратить. В перспективе, когда количество школьников, желающих овладеть рабочими профессиями, сократится, некоторые учебные заведения, возможно, превратятся в филиалы либо будут закрыты. В полную силу новая система заработает со следующей пятилетки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter