Кто придумал сказку?

Человек и его дело
Недавно узнала: в Великобритании у квартирных воров в большом почете... мягкие игрушки! Они после бриллиантов — вторые по популярности среди предметов краж... Впрочем, что удивляться такой сентиментальности, если почти все мы расплываемся в улыбке, получая в подарок забавных пушистых и таких милых собачек, львят, свинок, медвежат... Посмотришь на растроганного взрослого — и вроде как не надо отвечать на вопрос песни «Куда уходит детство?» Да никуда не уходит! Остается с каждым. У меня есть даже собственный рецепт хорошего настроения, связанный с мягкой игрушкой. В уголке рабочего стола пристроился обаятельный кот, которому пожимаешь лапку, а он, смеясь, весело «отвечает»: «Я люблю тебя». Когда в реальной жизни долго не слышу подобных признаний, жму лапу коту...

Чтобы придумать такого кота или любое другое мягкое чудо, мало уметь нестандартно мыслить. И мало быть просто усидчивым и терпеливым, чтобы сначала придумать двадцать образов одного кота или одной мышки, а потом выбрать всего один, но зато самый яркий и неповторимый. Поэтому и не готовит дизайнеров мягкой игрушки ни одно учебное заведение, поэтому и считается: таким дизайнером надо родиться... Впрочем, Зоя ВыЧикова, совсем еще молодой белорусский художник–дизайнер мягкой игрушки, убеждена в том, что и родиться им недостаточно. Надо еще попасть на такое предприятие, где все–все — от директора до швеи, от технолога до менеджера — игрушки не просто любят, а обожают. Вот ей, похоже, повезло: на «Фэнси» все по–настоящему радуются каждому новому удачному образу, который находят дизайнеры. Я тоже уверена, что Зое повезло: ее известные коллеги – дизайнеры мягкой игрушки посоветовали пообщаться именно с ней: «Наша надежда»...

В ее собственном детстве ярких мягких игрушек «не случилось». И потому воспоминаний о любимом мишке, которому «оторвали лапу», не осталось. Зато большущий деревянный грузовик, в который можно было даже влезть самой и покататься, помнится... «Просто тогда не было нашего предприятия, которое придумывает и выпускает забавные и прикольные игрушки. Тут не только детям — взрослым играть хочется», — улыбается Зоя Вычикова.

— Знаю, что вы родились, учились и даже уже работали художником–дизайнером в Могилеве. Что же необыкновенного было в ваших игрушках, если их заметили на таком известном в игрушечном мире предприятии? И не просто заметили на одной из выставок, а пригласили автора в столицу.

— А я так растерялась, что сначала чуть не отказалась. Представьте, в один момент не только поменять работу, но и оставить родной город, дом, родителей... Договорилась сначала просто попробовать свои силы — на месяц. И как–то сразу прижилась... Но до сих пор, признаться, не знаю, что такого разглядели в моих игрушках. Может быть, желание наделить каждую зверушку своим характером? У меня часто в жизни меняется настроение, разное оно и у моих игрушек...

Сколько себя помню, всегда рисовала. У меня папа — художник, и поэтому мне всегда было с кем рисовать и чем рисовать... А в мир игрушки я попала действительно случайно. Еще когда училась в училище культуры на художника–декоратора, подрабатывала на каникулах в фирме, которая делала игрушки. Кроила, шила... Повзрослев, стала сама, фантазируя, конструировать. Но первую свою игрушку мне страшно вспомнить. Она... пугала окружающих. Но вот следующая — боевой такой петух! — всем понравилась...

Если твою игрушку запускают в производство, это означает — она удачная! Значит, дизайнер угадал с образом, объемом, цветом, формой, материалом. Представьте, как непросто угадать — только 15 — 20 игрушек от каждого дизайнера за год доходит до производства.

— А велика игрушечная семья дизайнера Вычиковой?

— Пока она не очень большая, хотя в ней уже «поселились» озорные свинки, коты, мышки, медвежата... Но мне есть на кого смотреть: у Елены Цегалко, например, до магазинного прилавка дошли сотни игрушек, и все они у нее любимые!.. Я тоже стараюсь придумывать такие, которые бы нравились мне самой. И так получилось, что все мои друзья и знакомые, когда я иду к ним в гости, ждут в подарок новую игрушку. А вот мама все подаренные мной игрушки тут же передаривает — наверное, «хвастается» моим творчеством... Приятно, но ответственно!

— Согласитесь ли вы с тем, что девяносто процентов успеха в любой игрушке — это идея?

— От того, какой образ придумает дизайнер и каким характером его наделит, действительно во многом зависит успех. Причем придумать будущего слоненка, мамонтенка, гномика или дракончика можно в одно мгновение, а можно и через неделю. А можно и совсем не придумать, такое тоже случается... Бумага, карандаш, пластилин, мех — наши «орудия производства». Чаще всего мы сами делаем и макеты — вручную сшитые модели игрушек. Так свою идею ярче покажешь!.. Знаете, когда попадаешь на международную ярмарку игрушек, понимаешь: «игрушечным» идеям никогда конца–краю не будет! Хотя, казалось бы, ну что можно придумать за сотни лет существования мягкой игрушки?.. Можно! В моем выставочном багаже всего пока только ярмарка в Нюрнберге, а я переполнена впечатлениями. Смотришь на чужие игрушки — рождаются свои задумки!

— Ну и что вам придумалось?

— А вот увидела потрясающую коллекцию немецких мишек самых невообразимых цветов и в ответ придумала свою коллекцию медведей. Белорусских. Кажется, получилось!.. Впрочем, это вовсе не значит, что на выставке я только восхищалась чужими идеями. За свои, белорусские находки тоже радовалась. Возле нашей экспозиции тоже многие «ахали». И многие наши идеи были интереснее «заморских». Ведь белорусские дизайнеры моделируют не только привычные мягкие игрушки, но и музыкальные, развивающие, корпоративные, большие интерьерные. И даже те, которые успокаивают нервную систему. Например, мягкие кубики для младших детей, из которых можно и дом построить, и попрыгать на них. Или уютные коврики на стену с мордашками, лапами, хвостами. Или пушистые рюкзаки–сумки. Или... Все, о будущих новинках не скажу. Это большая дизайнерская тайна.

— А дизайнерская тайна позволяет самим дизайнерам на предприятии советоваться друг с другом или вы работаете в одиночку, под большим секретом?

— Вообще–то, наверное, среди дизайнерских коллективов редко встречается такой, какой сложился у нас. Никто никому не завидует, все сообща радуются успехам, а главное, помогают друг другу. Говорю «друг другу», а подразумеваю, что все помогают мне как дизайнеру, который только начинает свой путь. Меня даже думать здесь учат. И если, скажем, не получается макет, просто усаживаются рядом и мы шьем вместе... У меня мастерство коллег рождает уверенность, что и я (когда–нибудь!) смогу вот так же запросто, как и они, придумывать игрушки, от которых и дети, и взрослые будут в восторге. Игрушки, в которых увидишь друга...

Имен дизайнеров, которые работают на предприятиях, выпускающих мягкие игрушки, никто не знает. На наших игрушках не пишут, кто именно их придумал. Не будет и моего имени на четырех моих свинках, которые совсем скоро, в канун года Свиньи, появятся в секциях игрушек. Обидно? Ну разве что самую малость. Но другие же дизайнеры привыкли к этому! И умеют просто радоваться тому, что их игрушки с удовольствием покупают. И дарят...

Впрочем, мои коллеги параллельно с дизайном игрушек на предприятии занимаются еще и собственным творчеством. Например, Татьяна Нерсисян оформляет сцены для детских спектаклей, а Елена Цегалко делает «ростовые» куклы. Мне свое творчество еще предстоит придумать. Как, разумеется, еще предстоит поучиться в каком–то солидном учебном заведении — может быть, в университете культуры или академии искусств. Уверена: на нелегком пути к своему делу без учебы, поиска не обойтись...

— Вы о коллекции свинок в честь года Свиньи упомянули... А следующий за ним — год Крысы. Мне вас, Зоя, уже сейчас жалко: ну как можно крыс сделать симпатичными, забавными, милыми?..

— Пожалели вы меня, как и других дизайнеров, поздновато. Работу над этой коллекций мы завершили! Специфика нашей работы такова, что все коллекции мы разрабатываем заранее... И вообще, почему только крыска? Это ведь будет и год Мышки. Одну такую — добрую, беленькую, очень симпатичную, с бантиком — я и придумала. А еще — дли–и–нную такую крыску, как... червяк. И маленькую, круглую, очень смешную мышку на каркасе, с «руками»... Почему–то мне кажется, что и вам они, мои мышки–крыски, понравятся. Почему? Уж с очень большим желанием я их выдумывала...

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter