Избрание Трампа — это и Фукусима, и ласковый май, и землетрясение одновременно

Кто прав, кто виноват

Давненько я не брал в руки шашек...

Не утерпел — руки просто зачесались написать о главном герое вчерашней сумасшедшей ночи. Потому что избрание Трампа — это и Фукусима, и ласковый май, и землетрясение одновременно. Полагаю, что такие события меняют судьбу мира.

В какую сторону?

А вот об этом стоит поразмышлять.

В 2015 году сложившийся миропорядок стал угрожающе раскачиваться. Первым тревожным звонком, известившим о тектонических сдвигах, первым подземным гулом стал так называемый брексит, демонстративный уход Англии из Евросоюза. Англичане всегда остро чувствуют погоду, тем более политическую. У них это в крови. Как только континент бледнеет или, наоборот, покрывается краской, англичане быстро убираются через канал, разбирают мосты и превращаются в островитян. Своим последним побегом англичане громко намекнули европейцам, что их воротит от евро, политкорректности, эмигрантских наглецов и той либеральной простоты Страсбурга, которая, по мнению англичан, хуже воровства. При том, что бритты не переносят и воровства.

Стук английских дверей прорвался через Атлантику.

Вопреки всем предсказаниям и прогнозам, американцы выбрали Трампа.

Поскольку за Трампа голосовали белые американские мужчины и женщины, в основном без университетского образования, со средним доходом, исправные прихожане церквей и образцовые фермеры — то есть те, кого советская печать называла трудовой Америкой, — то можно сделать вполне определенный вывод:

— Им, добывающим хлеб своими руками, многое НАДОЕЛО!

Они не хотят, чтобы «интеллектуалы» из Белого дома на их налоги швыряли миллиарды в бездну всеобщей демократизации глобуса. Благодетельствуя даже тем народам, кто никогда и не слышал про это волшебное слово. Им надоели красивые слова о ценностях, которые превратили улицы их городов в поля сражений афроамериканцев и полиции. Им надоели люди, которые валят со всех сторон только для того, чтобы остаться на долгие годы в Штатах и спокойно жить на госпособие. Им надоела атакующая гей–культура. Им надоело, что семейство Буш изящно меняется креслами с семейством Клинтон, а их собственные дети отягощают себя гигантскими кредитами на учебу, а потом с трудом устраиваются на работу.

И консервативная часть США сделала свой брексит:

— Потому что избрать Клинтон значило бы оставить все по–прежнему.

Консервативная Америка решила рискнуть. Все это весьма изумило социологов, комментаторов и других профессиональных болтунов, а также бойких репортеров газет и ТВ, предпочитающих сложным, но реальным картинам мира красивые штампы.

Итак, одни рады, другие в смятении, третьи в печали.

А остальной мир?

Мне, между прочим, видится во всем произошедшем и огромный вызов для России. Если мистер Трамп сдержит хотя бы дюжину своих обещаний, значит, он перестанет щедро кормить НАТО и откажется от многих геополитических обязательств, которые гирями висели на шее США. Другими словами, у Москвы — возможно, совсем скоро! — появятся практически неограниченные возможности взять в свои руки ответственность за обстановку на близких и дальних рубежах России. Вчера депутаты Госдумы аплодировали сообщению Никонова, что Клинтон признала поражение. Но, полагаю:

— Радость думцев преждевременна.

По многим причинам.

И прежде всего:

— Не станет ли возможный геополитический подарок Трампа неподъемной ношей?

Не верь данайцам...

Думаю, что сегодня во многих околополитических тусовках неважное настроение. Прежде всего у тех, кто годами смотрел на Вашингтон как на кормилицу–троеручицу, кто сладко жил на вспомоществование и гранты, кто считал, что «всемирная отзывчивость Америки» — их личный и надежный бизнес–план.

Если Трамп, Конгресс и Сенат придут к выводу, что прошло время пустого транжирства и пришло время экономить, стало быть, заняться своими, американскими делами, то немалому числу господ из разных частей Восточной Европы придется, как это ни противно, работать по первой специальности.

И еще. Действительно все американские (и не только!) оракулы и ванги банально опростоволосились. До последних часов вчерашней ночи многие из них так и не поняли, почему побеждает Трамп. Это никак не укладывается в прокрустово ложе их представлений о логике и философии:

— Фантастика! Этого не может быть, потому что не может быть никогда.

Ой ли?

Вспоминаю минское выступление Президента Лукашенко в сентябре перед журналистами. Тогда о Трампе если и упоминали, то разве что с легкой улыбкой, и «всерьез» обсуждалась лишь кандидатура Клинтон. А Президент сказал, что, во–первых, американское общество, такое «толерантное и либеральное», попросту не станет избирать женщину. А во–вторых, сказал он, в ноябре победит Трамп. Многие наши критически настроенные мыслители тогда привычно скривились.

А жизнь вот оказалась сложнее простых о ней представлений...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter