Обострение застарелого антагонизма

Кто потушит пожар Миннеаполиса?

Спрошлой недели США оказались охваченными массовыми беспорядками и погромами. Поводом послужила гибель в Миннеаполисе чернокожего Джорджа Флойда в ходе задержания полицией: белый полицейский Дерек М. Шовен надавил коленом на шею задержанного, после чего тот вскоре скончался. Последующая экспертиза показала, что Флойд умер от сердечного приступа, а не от удушья, однако маховик уличного насилия уже закрутился. По состоянию на 31 мая протестами оказались охвачены не менее 25 городов. Горящие здания и полицейские машины, разбитые витрины — размах происходящего в США впечатляет.


Все это очень напоминает события в Фергюсоне, случившиеся шесть лет назад. Повод также был схожим — убийство чернокожего подростка белым полицейским. Однако если беспорядки в Фергюсоне остались локальным событием, то инцидент в Миннеаполисе вылился в погромы поистине общенациональных масштабов.

Столкновения на расовой почве в США — далеко не новость. Тяжкое наследие колониализма и расовой сегрегации до сих пор дают себя знать. Чернокожее население по-прежнему в значительной своей массе составляет социальные низы, бедные и малообразованные, а в отношениях между белыми и черными группами населения сохраняется отчужденность, граничащая с враждебностью. Пресловутая западная политкорректность отнюдь не решает проблему межрасовых отношений, сводясь к борьбе с некорректными словами и выражениями, но никак не влияя на социальное положение чернокожих низов.

Как следствие, ситуации, где белый оказывается в роли агрессора, а черный — в роли жертвы, сразу же приводят к обострению этого застарелого антагонизма.

Не новостью является и характерный для США полицейский произвол. Американская полиция не раз оказывалась в центре скандалов, спровоцированных немотивированным насилием, даже если это насилие и не имело расового подтекста. Впрочем, склонность американской полиции к жестким действиям в значительной мере является оборотной стороной права на свободное ношение оружия: насилие плодит насилие, и разорвать этот порочный круг невозможно, так как свободное владение оружием считается одной из священных коров американского общества, да и лобби американских оружейников — штука серьезная.

Безусловно, тому, что беспорядки обрели столь масштабный характер, поспособствовала и ситуация с пандемией коронавируса. Массовая заболеваемость, одна из самых высоких смертностей в мире, обвал рынка труда — коронавирус вскрыл все застарелые социально-экономические болячки мирового гегемона, способствуя росту протестных настроений и политического радикализма. Инцидент в Миннеаполисе стал тем спусковым крючком, который высвободил эту протестную энергию и позволил вырваться ей наружу в самых радикальных формах.

Для президента Трампа все это очередные плохие новости в преддверии президентских выборов. Переизбрание на второй срок, которое еще в начале года казалось практически предрешенным на фоне разброда и шатаний в стане демократов, сегодня уже далеко не столь очевидно. Демократы наверняка используют беспорядки в собственных целях.

Тем более что межрасовые отношения, терпимость и толерантность всегда были именно демократической вотчиной, а Трамп своей антиэмигрантской риторикой и рядом неосторожных высказываний давно снискал себе репутацию ксенофоба и шовиниста. Сегодня все это может обернуться против него. Демократы пользуются традиционным влиянием на лидеров чернокожих общин, и в сложившихся обстоятельствах у них появляются дополнительные мотивы для голосования именно за кандидата от демократов.

Впрочем, до выборов остается полгода, и нынешний непредсказуемый високосный год может принести очередные сюрпризы, которые качнут чашу весов в ту или иную сторону.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter