Кто последний за отдыхом?

«Подводные рифы» предстоящих летних отпусков
«Подводные рифы» предстоящих летних отпусков

Проблема получения шенгенских виз в посольстве Франции является, пожалуй, самой острой в преддверии летнего туристического сезона. Известно, что с недавнего времени французское посольство выдает в Беларуси только биометрические визы, а сама процедура требует личного присутствия каждого соискателя. Когда это нововведение только разрабатывалось, французские дипломаты уверяли, что оно не создаст никаких дополнительных препятствий для туристов, мечтающих отправиться в путешествие в Европу. На деле же все оказалось далеко не так радужно. По информации Белорусского союза туристических организаций, порой людям приходится несколько суток (!) стоять в очередях перед посольством только для того, чтобы записаться на прием. Но даже внесение фамилии в заветный список — не гарантия, что удастся попасть в посольство и вовремя получить визу. Ведь в любой из приемных дней, как уверяют в БСТО, приходится пропускать вне очереди представителей различных льготных категорий. Скажем, без очереди проходят во французское посольство пассажиры автобусной компании «Intercars», осуществляющей регулярные перевозки по Европе. А это ежедневно от 40 до 60 человек! Естественно, в назначенный срок в посольство попадают далеко не все записавшиеся и прием переносится на следующий день. В результате складываются ситуации, когда половина туристической группы к моменту начала путешествия имеет на руках открытые шенгенские визы, а вторая половина — нет. И фирмы просто вынуждены отменять туры. Причем происходит это сейчас, когда еще не набрали обороты популярные у наших туристов автобусные путешествия и отдых в Испании и Франции. Чего же ожидать в пик туристического сезона?

Конечно, белорусские турфирмы неоднократно пытались решить эту проблему. Обращались во французское посольство с просьбой выделить организованным туристам временной интервал для получения виз. Пытались аккредитоваться при посольстве Испании в Москве, чтобы там получать шенгенские визы для белорусских туристов. Эти усилия видимых результатов не принесли. Поэтому в Белорусском союзе туристических организаций заговорили о том, что, если ситуация в ближайшее время не изменится, «мы будем вынуждены забыть о туризме в Испанию и Францию и переориентировать своих туристов, допустим, на арабские страны». Впрочем, буквально на днях руководство БСТО и представители французского посольства предварительно договорились о том, что клиентам турфирм, возможно, будут выделены квоты, гарантирующие своевременное получение виз...

Еще одна неожиданность, с которой столкнулись некоторые турфирмы на старте летнего сезона отпусков, касается изменений в организации продажи билетов Национальной авиакомпании «Белавиа». До сих пор в течение примерно 12 лет около 20 белорусских турагентств в качестве дистрибьюторов предлагали билеты «Белавиа» своим клиентам. На их долю приходилось около половины всего объема продаж национального авиаперевозчика. При этом турфирмы–дистрибьюторы самостоятельно оборудовали собственные офисы соответствующими компьютерными системами, обучали персонал, занимались рекламой услуг «Белавиа» и т.д. Кроме того, из прибыли, полученной за реализацию авиабилетов, агентства отчисляли определенные проценты в фонд развития гражданской авиации в Беларуси. За все это они получали в авиакомпании билеты по установленной цене (грубо говоря, оптовой), а реализовывали их «в розницу», приплюсовав процент комиссионных. Но для клиентов цена билета везде была одинаковой — будь то в офисе «Белавиа» или в отделе продажи авиаперевозок понравившейся турфирмы.

Однако с 1 июня «Белавиа» переходит на новую систему взаимодействия со своими агентами в Беларуси. Упрощенно суть ее в том, что авиакомпания перестает платить агентствам комиссионные за продажу своих перевозок. Естественно, те не смогут работать себе в убыток и вынуждены будут установить дополнительные сборы, оплачивать которые придется клиентам. В итоге туристы окажутся перед выбором: покупать более дорогие авиабилеты в турфирме, где попутно можно получить дополнительные услуги (бронирование отеля, страховку и т.д.), или предпочесть потерять время ради дешевизны авиабилета. Вполне возможно, что тех, кто выберет второй вариант, окажется значительно больше. Но сможет ли «Белавиа» оперативно организовать сеть авиакасс по всей стране с опытным персоналом, роль которых до сих пор выполняли дистрибьюторы? Если нет — мы рискуем в разгар отпускного сезона получить в стране еще одну головную боль для потребителя. А эпицентр ее будет находиться в минском офисе «Белавиа» на Немиге, 14, куда будут стекаться желающие приобрести авиабилет подешевле. Эдакий принцип «одного окна» в извращенном пресловутым советским дефицитом понимании.

Ответственный работник Министерства спорта и туризма Виктор Янковенко, правда, считает, что не стоит драматизировать ситуацию. Потому что в данном случае предметом спора являются так называемые регулярные перевозки по заранее утвержденным графикам, услугами которых пользуются в основном туристы–индивидуалы, деловые люди, командированные и т.д. А массовые туристические группы отправляются на отдых в подавляющем большинстве чартерными рейсами, в которых существует совершенно другая система продаж.

Что ж, поживем — увидим. Ну а пока специалисты прогнозируют, что в нынешнем сезоне на отдых за рубеж отправятся около полумиллиона белорусских туристов. При этом приоритетными направлениями для нас наверняка останутся Крым, Одесская область, Египет и Турция.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter