Кто пополнит ряды "корчагинцев"?

Два письма на одну тему: сломанная жизнь семей, утративших не просто опору, кормильцев и защитников, но потерявших мужей и отцов, которые выполняли свой гражданский и профессиональный долг.
"Наш муж и отец Николай Васильевич Слезкин был ликвидатором чернобыльской трагедии, - пишет в редакцию Надежда Петровна Слезкина из Полоцкого района. - Он 32 года отработал в СПМК-27 Полоцка. В 1992 году получил в малосемейном общежитии комнату на три человека. Находясь в санатории, внезапно заболел и в октябре 2003 года умер в возрасте пятидесяти лет... После его смерти "Полоцксельстрой" отказал в прописке и проживании в общежитии нам с сыном. Куда только мы ни обращались за помощью, положительного ответа не получили. Сейчас живем в деревне Малое Ситно Полоцкого района, в школьном доме. Другого жилья не имеем. В этом году сыну надо продолжить учебу в Полоцке, и я постоянно задаю себе вопрос: почему с нами так поступают?"

"Пишу вам от отчаяния, - обращается в редакцию почтальон из Копыльского района Валентина Александровна Давидовская. - Я воспитываю дочь одна. В прошлом году девочка поступила в педагогический колледж имени Максима Танка. Жильем ее тогда обеспечили. Но в этом году мы получили отказ. Я же просто не могу оплатить дочке квартиру - зарплата у меня небольшая.

Мой муж воевал в Афганистане, по возвращении домой его здоровье сильно пошатнулось. Он умер от сердечного приступа в один день с нашей младшей дочерью. Не дай Бог кому-нибудь пережить подобное...

Я обращалась в объединение бывших воинов-"афганцев", но, увы, они не в силах помочь. Звонила в Министерство обороны, ходила к директору ПТУ - всюду один ответ: "Нет!" Не знаю, кого еще просить и куда идти. Неужели моя дочь должна бросить учебу? Это несправедливо по отношению к нам. Ведь мой муж честно выполнил свой гражданский долг, и не вина дочери, что ей сегодня некому помочь".

Два письма на одну тему: сломанная жизнь семей, утративших не просто опору, кормильцев и защитников, но потерявших мужей и отцов, которые выполняли свой гражданский и профессиональный долг.

Сиротство всегда горько. И когда собственные силы оказываются ограниченными скромными возможностями одинокой женщины и ее ребенка, даже социальная помощь государства не в состоянии кардинально изменить положение. Ну а если и с такой поддержкой возникают проблемы, тогда и вовсе грустно...

Среди сонма различных российских сериалов, похожих друг на друга, как близнецы, есть один с показательным, на мой взгляд, эпизодом. Некие крутые структуры безопасности, судя по всему, государственные, просят о помощи в спецоперации группу спецназовцев. Все бы ничего - такая у ребят работа. Да вот незадача: действия спецназовцев во время предыдущей операции не были по достоинству оценены. Более того, служивых даже сделали за что-то там виноватыми. Герои соответственно обиделись на такое к себе отношение. Однако удается их убедить, что дело предстоит важное и нужное, а потому, немного поколебавшись, все соглашаются с предложением. Но! Прежде чем отправиться в опасный путь, требуют и получают у заинтересованных лиц внушительные суммы денег, которые вручают женам и детям в качестве компенсации за риск остаться сиротами. Таковы реалии сегодняшнего дня. Как их расценить? Как недоверие обществу, которое идут защищать? Парадокс...

Многие годы мы призывали друг друга следовать благородным, самоотверженным традициям, заложенным легендарным строителем нового мира Павкой Корчагиным. Надрываться, терять здоровье, саму жизнь ради того, чтобы уложить шпалы и пустить так необходимый стране поезд, - вот пример для подражания не для одного поколения наших соотечественников. У меня совершенно нет желания иронизировать по поводу литературного героя Николая Островского, судьба которого и легла в основу культового произведения советского периода под названием "Как закалялась сталь". Самоотверженность - непреходящая ценность. Но самоотверженность конкретного человека надо ценить не на словах, а на конкретном деле. Чтобы не пришлось пожертвовавшему собой герою грустно взирать с небес на покинутых без поддержки своих близких...

Собственно говоря, своеобразная девальвация "корчагинства" началась не сегодня. Просто раньше этого предпочитали не замечать. Но от замалчивания проблема-то не исчезнет.

"Написать вам хотел еще весной. Не написал, потому что боялся затронуть чувства некоторых людей в преддверии юбилея освобождения Беларуси от фашистов. Теперь все-таки решился поднять больную для многих тему. Мне кажется, отдавая должное участникам Великой Отечественной войны, работникам тыла, узникам концлагерей, угнанным в фашистское рабство, мы напрочь забываем о категории граждан, которую называют "сироты войны". К ним отношусь и я. Это дети погибших на фронтах, в партизанских отрядах или от репрессий, оставшиеся на оккупированной территории без опеки старших и без средств к существованию. Наши страдания во время оккупации и после нее так же неизмеримы, как и тех, кого угнали в Германию. ФЗУ, ремесленные училища - вот и весь набор наших "университетов". Потери, связанные с лишениями военных лет и послевоенными тяготами, отсутствие возможности нормально выучиться нам никто не компенсировал и, судя по всему, компенсировать не собирается. Так пусть хотя бы будет простенькая медаль на память потомкам. Вроде той, что вручали блокадникам Ленинграда. Слышал, в российской Госдуме прорабатывается проект закона о придании блокадникам статуса участников войны. Приближающееся 60-летие Великой Победы - достойный и последний повод, чтобы нам также вспомнить о своих "блокадниках". Евстафий Гаврилюк, Гродно".

Тема детей - сирот Великой Отечеств

енной, уже состарившихся, но так и не забывших пережитое, не один раз поднималась "СБ". Мы публиковали письма, больше похожие на незажившие, а то и просто открытые раны. Министерства присылали нам ответы, смысл которых сводился к тому, что с проблемой знакомы, однако сейчас трудно предпринять какие-то меры для компенсации людям загубленного детства. Казалось бы, ситуация достаточно ясна. И все же. Когда человек жертвует жизнью ради высокой цели, наверное, в глубине его сердца эта самая цель в первую очередь ассоциируется с его детьми, матерью, отцом, то есть конкретными близкими и дорогими людьми. Если кто-то возразит, мол, нельзя взвешивать патриотизм на весах обыденных проблем и реалий, позволю себе не согласиться. Патриотизм - огонь, освещающий теплый и уютный дом, в котором живут любимые сыновья и дочери, среди которых нет постылых пасынков и падчериц. И если в нашем не очень толстом пока кошельке не хватает средств, чтобы обеспечить все потребности общества, это не значит, что оно вправе забыть о своих долгах. Может, для начала стоит прислушаться к предложению Евстафия Владимировича Гаврилюка об учреждении специальной медали страдальцам войны. Возможно, тогда со временем и звание "корчагинец" восстановит свой ныне потускневший блеск, а значит, появятся новые герои, без которых не обойтись ни одной эпохе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter