Кто поможет экспортерам?..

Замминистра иностранных дел Андрей Евдоченко: Государственная система стимулирования экспорта в нашей стране будет развиваться, однако отечественным производителям есть над чем поработать, чтобы сделать свои товары и услуги конкурентоспособными на мировом рынке

Многие страны направляют на поддержку экспорта в среднем около 6,3 % средств от всего объема внешних поставок, Беларусь — не более 3 %. Государственная система стимулирования экспорта в нашей стране будет развиваться, однако отечественным производителям есть над чем поработать, чтобы сделать свои товары и услуги конкурентоспособными на мировом рынке. Об этом «Р» рассказывает заместитель министра иностранных дел Республики Беларусь Андрей ЕВДОЧЕНКО. 

— Андрей Александрович, какие факторы, на ваш взгляд, помогут сделать белорусский экспорт более конкурентоспособным? 

— Для усиления своих позиций на мировых рынках белорусским производителям необходимо, с одной стороны, снижать затраты на производство традиционных экспортных товаров, а с другой — более активно использовать инновационные ресурсосберегающие и наукоемкие технологии при освоении новых видов продукции. Доля последних в белорусском экспорте должна быть увеличена многократно. Кроме того, зависимость от импорта сырьевых, прежде всего энергетических, ресурсов диктует необходимость диверсифицировать товарную структуру нашего экспорта. 

Традиционные белорусские экспортные товары востребованы на внешнем рынке, их поставки неуклонно растут. Но сегодня наша страна может предложить зарубежным потребителям и услуги. Экспорт услуг — реальный сегмент рынка, на долю которого мы можем претендовать. Тем более что развитие этой сферы не требует таких капитальных вложений и сырьевых затрат, как производство товаров. Сегодня в мире соотношение экспорта товаров и услуг — 80:20. В общем объеме белорусского экспорта услуги едва превышают 10 %. Наряду с транспортными и строительными, надо развивать и новые виды — туристические, информационные, консалтинговые, инжиниринговые, юридические, банковские, страховые, интеллектуальные… 

В современных условиях предприятиям стоит особое внимание уделить маркетингу по всем звеньям цепочки «исследование рынков — производство — сбыт». Должна быть преодолена психология превалирования производства над другими элементами. При этом товары должны не только отвечать потребностям рынка, но и соответствовать международным стандартам. А значит, необходимо активнее внедрять современные системы управления качеством. Опыт показывает, что такая работа в сочетании с рекламно-выставочной деятельностью, развитием товаропроводящей сети, выстраиванием эффективных логистических и транспортных схем поставок оказывает определяющее влияние на объемы экспорта. 

Важным, а зачастую необходимым элементом экспортных продаж становится приближение производства к местам потребления товаров, то есть создание сборочных производств, сервисных и обслуживающих центров за рубежом. Очевидно, что закрепиться в соответствующих товарных нишах невозможно без долговременных стратегий продвижения продукции. При этом экспортеры должны не только прогнозировать конъюнктуру рынков, но и гибко реагировать на ее изменения. Для избежания рисков и нивелирования отрицательного влияния внешних факторов на белорусский экспорт актуальной становится задача его географической диверсификации. 

— Какие меры стимулирования экспорта более активно применяются в Беларуси? 

— В мировой практике широко используются льготное кредитование и страхование поставок, содействие экспортерам в проведении маркетинговых мероприятий, изучении потенциальных рынков сбыта продукции, бюджетное финансирование участия экспортеров в международных выставках и ярмарках, информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности… Например, Китай расходует на эти цели 7 % бюджета, Чехия — 2,5 %, Словакия — 2,3 %, Россия — 0,6 % (на 2007 год запланировано увеличение до 2 %). 

Во многих странах продвижением продукции на мировой рынок занимаются специальные структуры — экспортные (страховые и кредитные) агентства. Они обеспечивают не только финансовую поддержку поставок за границу, но также проводят организационную и информационно-аналитическую работу. Начиная с 2006 года серьезные подвижки в вопросе стимулирования экспорта происходят и в Беларуси. В частности, внедряются механизмы экспортного кредитования и страхования. Согласно Указу Президента Беларуси № 534 от 25 августа 2006 г., товаропроизводитель может получить в банках на льготных условиях экспортный кредит, а также застраховать экспортный контракт в целях защиты от коммерческих и политических рисков. Второй важный вопрос — создание экспортно-импортного банка. Этим статусом в Беларуси наделен «Белпромстройбанк». Его основные задачи — обслуживание государственных программ в сфере внешнеэкономической деятельности, кредитование экспортеров, привлечение внешних инвестиций. В декабре 2006 года из республиканского бюджета банку выделено 10 миллиардов рублей для увеличения уставного фонда. До 2010 года на эти цели будет дополнительно направлено 120 миллиардов рублей, но это минимально необходимые средства. Чем больше мы будем вкладывать в создание системы кредитования и страхования экспорта, тем более эффективными станут эти инструменты. 

Сегодня во всем мире очень активно развиваются лизинговые продажи — как одна из перспективных форм капитальных вложений. Во многих странах ежегодный объем лизинговых операций сопоставим с прямыми иностранными инвестициями. Доля России в общем объеме лизинговых операций пятидесяти ведущих государств мира составляет пока 0,28 %. Для Польши этот показатель равен 0,39 %, Германии — 7,6 %, Японии — 15,3 %, США — 47,7 %. Необходимость увеличивать экспортные поставки на условиях лизинга остро стоит и для Беларуси. В марте этого года постановлением Министерства экономики утверждена соответствующая стратегия. 

Безусловно, поддержит отечественный экспорт и формирование национальной транспортно-логистической системы. Мы подошли к активной фазе этого процесса — созданию национальной транспортно-логистической компании и белорусских торгово-логистических центров в регионах России, Казахстане, Азербайджане и других странах. 

Продолжается работа и по развитию товаропроводящей сети. На 1 июля за рубежом действовало 213 субъектов собственной ТПС белорусских экспортеров, из них 134 — в России. За первое полугодие было создано 30 субъектов, еще 56 начнут функционировать до конца 2007 года. В структуре прямых поставок в январе —  июне доля собственных субъектов ТПС составила 6,4 %. При этом замечу, что собственная товаропроводящая сеть — это не только возможность заработать на сбыте своей же продукции, но и получить ценную первичную информацию о емкости рынка, его основных тенденциях, ценах, текущих требованиях к уровню качества товаров… 

— На ваш взгляд, уделяют ли отечественные экспортеры должное внимание продвижению и укреплению на внешних рынках собственных торговых марок? 

— Наличие «раскрученной» торговой марки — бренда — многократно повышает инвестиционную стоимость ее обладателя. Белорусские производители значительно отстали в этих вопросах от зарубежных конкурентов. Но в последние годы ситуация резко поменялась. Во-первых, пришло понимание, что затраты на создание и регистрацию торговой марки окупаются. Во-вторых, столкнувшись с ситуацией закрытия рынков для зарегистрированных торговых марок других производителей (ярким примером стали рынки кондитерской продукции в России), наши предприятия реально ощутили угрозу их полной потери. В-третьих, в Беларуси появились специализированные компании, способные за разумные цены создать торговые знаки достаточно высокого уровня. 

В то же время ситуацию с торговыми марками у нас в стране нельзя назвать удовлетворительной. По данным Национального центра интеллектуальной собственности, из десятков тысяч зарегистрированных в Беларуси торговых знаков наших производителей лишь немногим более ста прошли международную регистрацию в соответствии с процедурой Мадридского протокола. Некоторые отрасли, например строительная, по-прежнему отстают в создании и регистрации торговых знаков. Предприятия легкой промышленности, работая на давальческом сырье, вряд ли могут надеяться на получение международного признания своих торговых марок. И, наконец, очень немногие торговые знаки стали сегодня брендами. Важно понимать: если товар некачественный, торговая марка может с легкостью стать «визитной карточкой» бракодела. Необходимо также подкреплять торговую марку рекламой, продуманной концепцией позиционирования товара на зарубежном рынке. 

— Как известно, в этом году конъюнктура зарубежных рынков складывается весьма благоприятно для нашего экспорта. В какие страны и регионы продвигать продукцию сегодня особенно выгодно? 

— Действительно, средние контрактные цены на экспортированные товары в первом полугодии выросли на 11,5 %. В условиях высоких темпов экономического роста и инвестиционного бума хорошая ситуация для белорусской продукции сложилась на российском рынке (рост цен на 17,1 %). При поставках в остальные страны СНГ цены на белорусский экспорт выросли на 11 %, в страны дальнего зарубежья — на 8,1 %. 

— Во всех государствах — основных торговых партнерах Беларуси — действуют отечественные диппредставительства. На какую поддержку с их стороны могут рассчитывать экспортеры? 

— На долю стран, в которых есть белорусские диппредставительства, приходится 96,3 % от общего объема экспорта. В том числе и благодаря содействию дипломатов в январе — июле этого года экспорт увеличился более чем на 16 % к аналогичному периоду прошлого года. Хотел бы отметить успехи в торговле с Латвией и Кореей (стоимостные объемы экспорта выросли в 2,6 раза), Индией (в 2,5 раза), Ираном и Китаем (в 2,2 раза). По странам СНГ — с Туркменистаном (в 11,6 раза), Азербайджаном (в 2,4 раза), Узбекистаном (в 1,8 раза) и Казахстаном (в 1,4 раза). Среди основных направлений взаимодействия загранучреждений с отраслевыми министерствами, концернами и субъектами хозяйствования — ежеквартальный мониторинг зарубежных рынков и подготовка МИДом конъюнктурных обзоров, аналитических материалов и предложений по развитию экспорта. Например, в 2007 году было подготовлено более 30 конъюнктурных обзоров зарубежных рынков по льну, рапсовому маслу, казеину и другим товарам. Кроме этого, белорусские диппредставительства предоставляют отечественным производителям информацию о конкретных зарубежных фирмах — потенциальных потребителях продукции. Особое внимание уделяется дальнейшему закреплению товаропроизводителей на традиционных и новых рынках сбыта путем создания объектов ТПС и совместных производств. Например, при содействии Посольства Беларуси в Китае открыты представительства РУП «МТЗ», ПО «Гомсельмаш», ПО «Интеграл», прорабатывается открытие торговой компании концерна «Белнефтехим» и представительства или торгового дома ОАО «Белшина». В поле зрения дипломатов и такая важная форма взаимодействия, как помощь производителям, участвующим в зарубежных выставках и ярмарках. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter