Кто поможет Дуде

В это воскресенье в Польше пройдут президентские выборы. Они были запланированы на 10 мая, но случилась эпидемия, и попытка правящей партии «Право и справедливость» устроить голосование по почте провалилась: выборы пришлось переносить. И если по всем рейтингам на выборах 10 мая действующий президент Анджей Дуда побеждал без проблем, то сейчас ситуация изменилась, и рейтинги показывают: вряд ли ему удастся победить в первом туре (в выборах участвуют 11 кандидатов), а исход второго, запланированного на 12 июля, пока не ясен. 


Президент Польши — фигура, скорее, церемониальная, не обладающая всей полнотой власти. Но важность его при принятии законов значительно повышается: он обладает правом вето. А у партии Ярослава Качиньского «Право и справедливость» большие законодательные планы и отсутствие конституционного большинства в парламенте, поэтому и нужен «свой» президент. Анджей Дуда — как раз «их». И все было бы хорошо, не вмешайся в текущую политическую ситуацию эпидемия коронавируса. По последним опросам, предвыборный рейтинг Дуды составляет 42 процента, его ближайшего (и самого опасного) соперника, мэра Варшавы Рафала Тшасковского, — примерно 28 процентов. Разрыв кажется большим, но сокращается, и, как говорят эксперты, никто не берется предсказать, как поведут себя избиратели, если дело дойдет до второго тура: в этом случае явка, которая в Польше и так все последние выборы высокая, может оказаться даже выше, чем в первом туре. 

Эпидемия коронавируса сыграла с Дудой и предвыборной стратегией «Права и справедливости» злую шутку: экономика сокращается (Евростат предсказывает в этом году падение ВВП на 4,3 процента), безработица растет (Тшасковский сказал, что «сегодня в Польше миллион безработных», и штаб Дуды подал на него в суд: мол, на самом деле не более 100 тысяч, но первый суд проиграл), поэтому Дуда больше говорит не об экономике, а о проблеме… гомосексуалистов. Мало того что он назвал ЛГБТ «идеологией», так еще и сказал, что она страшнее и опаснее коммунизма. Люди, жившие при коммунизме, возмутились. Накануне выборов Дуда подписал хартию семейных ценностей, которая должна защитить детей от «идеологии» ЛГБТ и не допустить регистрации однополых браков. Предосторожность в общем-то излишняя: польская Конституция определяет семью как «союз мужчины и женщины», что делает однополые браки невозможными в принципе. 

Помочь Дуде переизбраться на второй срок вызвался также президент США Дональд Трамп: прямо накануне выборов Дуда приехал с визитом в Вашингтон (первый иностранный визит с начала эпидемии), как в свое время делал премьер Израиля Биньямин Нетаньяху. Польша — одна из самых (если не самая) проамериканских стран Европы, 79 процентов поляков очень хорошо относятся к США (этот показатель выше только у Филиппин и Израиля) и 51 процент — очень хорошо лично к Дональду Трампу. Эта любовь взаимна: Трамп называет Польшу «образцовым» членом НАТО: и расходы на оборону растут, миллиарды тратятся на закупку американского вооружения, включая самые дорогие истребители F-35 Lightning II. А в 2018 году Анджей Дуда пообещал выделить 2 миллиарда долларов для размещения на территории Польши дивизии США. И предложил назвать новую базу (создание которой вообще-то запрещает Основополагающий акт НАТО — Россия 1997 года) «Форт Трамп». 

Помог ли Трамп Дуде, узнаем уже в воскресенье. 

plesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter