Кто платит, тот и заказывает… книги

Канули в Лету те времена, когда книги выпускали миллионными   тиражами. Как, например, в 1986 году, когда 4 миллиона «Трех мушкетеров» Александра Дюма разошлись в СССР на ура. Книга из этой серии до сих пор стоит у меня дома на полке

Чем   россиян   привлекают   белорусские   полиграфические комбинаты   и   почему   отечественные   авторы   предпочитают   издаваться  у   соседей

Канули в Лету те времена, когда книги выпускали миллионными   тиражами. Как, например, в 1986 году, когда 4 миллиона «Трех мушкетеров» Александра Дюма разошлись в СССР на ура. Книга из этой серии до сих пор стоит у меня дома на полке. Рядом с изданиями модных и современных авторов, максимальный тираж книг которых всего несколько тысяч.

Министерство информации Беларуси подвело итоги работы отечественного книгоиздания за прошлый год: количество издаваемых авторов и тиражи падают. Причем, как отмечают специалисты, такая картина наблюдается во всем мире. В век развития компьютерных технологий любителей традиционной книги становится все меньше. Одновременно сокращается и число книжных магазинов. Например, в соседней России в крупных городах бывает сложно найти государственную «кнiгарню»: все точки принадлежат частникам, которые и формируют спрос на продукцию.

Что касается белорусского книгоиздания, то из зарегистрированных на начало нового года  662 издательств государственных по-прежнему 6. На их долю приходится всего лишь 4,1 % продукции по названиям (509 названий) и 8,2 % от общих тиражей (4,1 млн. экземпляров). Откровенно сказать, немного. Да и общая статистика не удивляет большими цифрами: всего за прошлый год в стране было выпущено 12 565 названий книжной продукции общим тиражом 49,8 млн. экземпляров. Для сравнения: в 1913 году в Российской империи было напечатано более 30 тысяч различных книг суммарным тиражом более 100 миллионов экземпляров.

Основную долю продукции на рынок поставляют коммерческие издательства и организации смешанной формы собственности. Так, книгоиздательством занимаются: 11,3 % — ИП, 10,9 % — учреждения, 11,8 % —  РУП, 18,1 % — ЧУП, 3,8 % — ЗАО,  1,2 % — ОАО и т.д. Как видно из цифр, балом правит частник. И пока госиздательства выпускают социально значимую литературу (в прошлом году на издание 123 книг тиражом 229,4 тысячи экземпляров было выделено 2284 миллиона рублей из госбюджета), частные фирмы наполняют рынок своим товаром, качество которого зачастую вызывает сомнения.

Вместе с тем наблюдается следующая картина: полиграфические комбинаты республики в основном выполняют заказы российских компаний. А все потому, что полиграфические потребности государства составляют лишь 25 % от имеющихся мощностей. Так, заместитель министра информации Беларуси Игорь Лаптенок отметил: РУП «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа», например,  на 75 % загружен российскими заказами, Фабрика цветной печати — на 50 %. Бесспорно, это плюс: у людей есть работа, мощности предприятий загружены, есть возможность обновлять полиграфическую базу. С другой стороны, соседям выгодно печататься у нас. Налог на книжную продукцию в России сегодня составляет 18 %, у нас же только 10 %. Директор ПК ООО «Макбел» Дмитрий Макаров рассказал, что белорусская сторона уже 2 года работает в Исполкоме СНГ над вопросом изменения налогообложения. Еще в ноябре 2006 года в рамках СНГ планировалось отменить НДС на книжную продукцию. Документ был полностью готов и одобрен экспертами, однако за 2 недели до  его принятия российская сторона пересмотрела свою позицию. С тех пор никаких подвижек  не было. Однако 20 декабря прошлого года на заседании в Исполкоме СНГ представители России заявили, что готовы обсудить этот вопрос летом текущего года.

Что касается Беларуси, то государство не против продать крупнейший полиграфический комбинат имени Коласа. По словам Игоря Лаптенка, переговоры о продаже ведутся уже не один год. Есть даже покупатель, готовый приобрести контрольный пакет акций и инвестировать в реконструкцию предприятия около 7 миллионов евро. Однако  ничего конкретного в этом отношении пока не сделано. Как подчеркнул замминистра, существует ряд проб­лем. Одна из них, как это ни странно, кроется в угрозе рейдерства… Кстати, кроме полиграфического комбината имени Я. Коласа Министерство информации планирует привлечь инвесторов и в Барановичскую типографию.

Белорусские авторы в последнее время все чаще предпочитают издаваться в России. Законы экономики действуют и здесь: чем выше тираж, тем ниже себе­стоимость одной единицы продукции. Игорь Лаптенок отмечает, что в отличие от соседей мы не можем себе позволить 100-тысячные тиражи. Еще одна особенность работы крупнейших российских издательств: они создают холдинги, в состав которых входят производители полиграфических материалов. Белорусские печатники пользуются услугами дилеров. Все эти факторы сказываются на стоимости продукции. Выходит, соперничать на равных пока не получается.

На снимке: переплетчики Дома печати Мария КОЧУРКО (в центре) и Татьяна САВКО.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter