Кто платит дважды

Заводы предлагают подумать над механизмом компенсации утилизационного сбора О том, каким будет авторынок после 1 марта, сейчас дискутируют много. Очевидно, что введение утилизационного сбора не только отразится на конечной стоимости продукции для юрлиц и граждан. В непростое положение попадают предприятия тяжелой промышленности — МАЗ, БелАЗ, Минский завод колесных тягачей… Отныне они вынуждены платить утилизационный сбор не только на родине, но и, при экспортных продажах, пополнять бюджет государств, где действует такая норма. Прежде всего речь идет о России. В Министерстве промышленности это пока называют «равными условиями», несмотря на то, что белорусские производители, по сути, столкнулись с проблемой двойного налогообложения… Все надежды на равные условия развеялись уже 1 января 2014 года, когда у соседей вступило в силу постановление № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Согласно документу ввозимые в Россию автомобили из Беларуси и Казахстана облагаются утилизационным сбором «по стране назначения». В Беларуси 1 марта начал действовать Указ № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств», под действие которого подпадают не только ввозимые, но и произведенные в стране транспортные средства. Размер утилизационного сбора, кстати, полностью унифицирован с уровнем российского. Удорожание, которое произойдет с учетом сбора, для «тяжеловесов» будет на уровне 14—22 %. Вице-премьер Владимир Семашко еще осенью констатировал: из-за несовершенства законодательства Таможенного союза ежегодные потери только по технике МАЗ составят порядка $ 350 млн...

Заводы предлагают подумать над механизмом компенсации утилизационного сбора

О том, каким будет авторынок после 1 марта, сейчас дискутируют много. Очевидно, что введение утилизационного сбора не только отразится на конечной стоимости продукции для юрлиц и граждан. В непростое положение попадают предприятия тяжелой промышленности — МАЗ, БелАЗ, Минский завод колесных тягачей… Отныне они вынуждены платить утилизационный сбор не только на родине, но и, при экспортных продажах, пополнять бюджет государств, где действует такая норма. Прежде всего речь идет о России. В Министерстве промышленности это пока называют «равными условиями», несмотря на то, что белорусские производители, по сути, столкнулись с проблемой двойного налогообложения…

Все надежды на равные условия развеялись уже 1 января 2014 года, когда у соседей вступило в силу постановление № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Согласно документу ввозимые в Россию автомобили из Беларуси и Казахстана облагаются утилизационным сбором «по стране назначения». В Беларуси 1 марта начал действовать Указ № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств», под действие которого подпадают не только ввозимые, но и произведенные в стране транспортные средства. Размер утилизационного сбора, кстати, полностью унифицирован с уровнем российского.

Удорожание, которое произойдет с учетом сбора, для «тяжеловесов» будет на уровне 14—22 %. Вице-премьер Владимир Семашко еще осенью констатировал: из-за несовершенства законодательства Таможенного союза ежегодные потери только по технике МАЗ составят порядка $ 350 млн.

А по мнению некоторых российских экспертов, эта сумма может быть куда больше. Наши производители сегодня столкнулись с тем, что российские игроки вынуждены любыми способами защищать свои интересы после вступления в ВТО. Можно ли будет рассчитывать на какие-то уступки? Пока неизвестно. Как пояснили в Евразийской экономической комиссии, вопросы пересмотра ставки коэффициентов и условий уплаты утилизационного сбора находятся исключительно в компетенции белорусского правительства.

По словам одного из топ-менеджеров ОАО «МАЗ», на предприятие уже поступают десятки звонков от потребителей. Всех интересует один вопрос: конечная цена изделия внутри страны и в России. Дать исчерпывающий комментарий по этому вопросу не смогло ни одно предприятие, которого коснется указ. Хотя в ОАО «Минский завод колесных тягачей» поясняют: расчет стоимости продукции уже идет с учетом утилизационного сбора. Продукция подорожает, но это поспособствует конкуренции и оздоровлению рынка. Вместе с тем в приватном разговоре представители заводов-гигантов уповают на документ, который разрабатывается Министерством промышленности. Речь идет о механизмах компенсации убытков, которые понесут производители. Такая схема действует и в России. Правда, не столь очевидно, так как подобные механизмы являются нарушением условий участия в ВТО. Обычно эти выплаты «шифруются». Так, в Российской Федерации принят ряд постановлений, которые предусматривают субсидии производителям легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей и автобусов. Общая сумма этой помощи в 2014 году составит RUR 84 млрд. Эксперты авторынка говорят: выплаты, которые идут на научно-исследовательские испытания, оплату электроэнергии и т.п., по сути, являются возвратом утилизационного сбора. В Министерстве промышленности констатировали: теперь техника будет конкурировать не за счет более низкой цены, как это было ранее. Перед промышленниками стоит задача искать новые пути повышения конкурентоспособности.

-------------------------------------------

Официально

Геннадий СВИДЕРСКИЙ, заместитель министра промышленности:

— Чтобы сохранить ценовые предложения, и российскими, и белорусскими производителями реализуется комплекс мер по снижению себестоимости, повышению уровня технических характеристик. Правительством приняты решения, направленные на ускоренную модернизацию и увеличение экспортных поставок транспортных средств. В соответствии с бизнес-планами предприятий осуществляется удешевление процентов банковских кредитов для инвестиционных проектов. На цели технического перевооружения из бюджета направляются средства инновационного фонда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter