Птичек жалко: почему ученым так важен Туровский луг

Кто пасется на лугу

Просыпаться под бесконечные птичьи трели жителям Турова уже давно не привыкать. Шутка ли, столько пернатых на квадратный метр, сколько порхает на местном лугу, в стране больше не встретишь, пожалуй, нигде. Даже обыватели знают: гулять здесь — словно Красную книгу листать. Орнитологов–профессионалов, из года в год наблюдающих за жизнью птиц в динамике, здесь тоже немало. Неудивительно, что в СМИ о Туровском луге и происходящих здесь орнитологических открытиях говорят часто и в основном в позитивной тональности. В птичьем царстве, впрочем, не без проблем. Как не потерять важнейший для ученых природный резерват и почему он, собственно, является таковым, выясняли корреспонденты «СБ».


На Туровском лугу нынче относительное затишье. Хотя всего пару месяцев назад — во время весенней миграции — здесь одновременно можно было увидеть сразу несколько сотен тысяч птиц. Ими — в прямом смысле этого слова — было попросту затянуто небо. Турухтаны, впрочем, уже давно продолжили свой путь, уступив луг аборигенным пернатым собратьям, для которых пойма реки Припять — не отель, работающий по системе «все включено», а родной дом. Птицы там полноправные хозяева, а человек — этакий обслуживающий персонал, чья задача создать уют. Ведь пустить все на самотек — значит обречь заказник на зарастание. Для Туровского луга, подчеркивает наша провожатая — ведущий научный сотрудник лаборатории орнитологии Научно–практического центра Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам Наталия Карлионова, — это проблема номер один. А спровоцировали ее... пришедшая на Полесье цивилизация, переполненные полки магазинов и отток молодежи в города.

— Теория гласит: чтобы луг поддерживался в надлежащем состоянии, мало его выкашивать, здесь должен быть организован выпас. Еще десять лет назад проблем с этим не было: испокон веков у каждой полесской семьи были как минимум одна корова и стадо гусей. Птицы подчистую выщипывали травку, коровы ее вытаптывали, разбивали дернину — луг был как щетка, — окидывает взглядом территории орнитолог. — Все кардинально поменялось лет 10 назад. Скотину держать перестали. И вот результат — повсюду ивняк.

С ивняком, конечно, можно бороться и без помощи коров. Летом и осенью на Туровском лугу аж щепки летят. Пойму реки Припять и здешний кустарник — ради того, чтобы дать возможность гнездиться и выводить потомство редким куликам, — то и дело во время волонтерских лагерей рубят волонтеры «Аховы птушак Бацькаўшчыны» (в оперативном управлении этой общественной организации находится природный резерват). Однако каждый год усилий приходится прикладывать все больше и больше: слишком уж быстро отвоевывает ива у птиц «квадратные метры». В деле борьбы с кустарником, ко всему прочему, много своих нюансов и тонкостей. Срезать секатором ветки или просто сломать молодой ствол недостаточно. Нужно максимально убрать с земли все веточки, чтобы они не проросли.

Наталия Карлионова: «Столько краснокнижных птиц, как здесь, не сыщешь нигде».

Наталия Карлионова приводит примеры сотрудничества:

— Помогает местный фермер Михаил Шруб. Как–то на прилегающей к своим владениям территории он силами своего хозяйства полностью выкосил весь кустарник — дескать, привык смотреть на ухоженный луг. Результаты? К примеру, несколько лет назад, после того, как был очищен один сильно заросший остров, туда вернулись птицы. Только для того, чтобы поддерживать пойму Припяти в приемлемом состоянии, нужно приложить очень много усилий.

Орнитологи уже поняли, насколько бесценными и полезными соседями для птичек были буренки. Хотя долгие годы их называли едва ли не главными врагами куликов и крачек. Из–за того, что они... попросту разрушали кладки и растаптывали яйца. И если в середине нулевых на райисполкомовский адрес летели гневные письма с требованием запретить на этой территории выпас, то спустя годы почтальоны носили в высокие кабинеты весточки противоположного содержания. На выручку пришло местное хозяйство ОАО «Туровщина»:

Спасти Туровский луг от зарастания способны гуси...

— Там появились особые коровы породы лимузин, — рассказывают о деталях проекта в ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны». — Они больше своих белорусских собратьев, а в их рационе не только трава, но и поросль ивы. В этом году на Туровский луг две с половиной сотни голов вышли в середине июня. Коровы пасутся там, где их «помощь» нужна здесь и сейчас. Подобная численность, к слову, оптимальна. Больше не нужно, иначе луг может превратиться в пастбище.

Подобное сотрудничество руководители ОАО «Туровщина» называют не иначе как работающей бизнес–моделью: «Выпас на естественном лугу приводит к появлению экологически чистой продукции, коровы не получают добавок, концентратов, комбикорма. На такую продукцию найдется свой покупатель, и в будущем это может стать отдельным направлением бизнеса».

В планомерную работу орнитологов, впрочем, то и дело вмешивается погода. «Вроде бы и делаешь все по уму, а количество птиц все равно продолжает сокращаться, — вздыхает Наталия Карлионова. — Без милости природы в любом случае не обойтись». Красный уровень опасности, говорит представитель Академии наук, — это засуха и весенние пожары, которые способны превратить цветущий пойменный луг в пустыню, погубить не только растительность, но и кладки. Самый благоприятный прогноз — дожди и хороший паводок, когда Припять превращается в огромное Полесское море с многочисленными «птичьими» островами.

...и коровы.

Разговоры о том, что эту реку ради нужд судоходства и создания водного пути Е–40 между Балтийским и Черным морем скоро закуют в дамбы, вызывают в экологической среде самые бурные протесты. Гидротехническое вмешательство, строительство плотин и прочих сооружений, а следовательно, и нарушение водного режима, дескать, серьезно повлияют на флору и фауну. По словам старшего научного сотрудника лаборатории орнитологии Научно–практического центра Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам Павла Пинчука, под угрозой исчезновения может оказаться вся группа водно–болотных птиц, которые живут в пойме Припяти, а наша страна, по сути, потеряет один из своих козырей — места, где еще сохранились уголки нетронутой природы. Надо ли нам это?

ФАКТ

Беларусь с каждым годом становится все более интересным и необычным местом для бердвотчинга (наблюдения за птицами) — очень популярного направления экологического туризма среди западных туристов. Многие орнитологи–любители готовы платить большие деньги за возможность увидеть редкие виды птиц. Стоимость орнитологического тура (без перелета) обычно начинается с 1.500 евро.

СПРАВКА «СБ»

Туровский луг — одно из важнейших мест в Европе для гнездования и остановки во время миграций более 50 видов водно–болотных птиц. Он имеет международный статус территории, важной для птиц, и с 2008 года является биологическим заказником местного значения. Во время миграции иногда в один день здесь можно увидеть более 120.000 турухтанов, 150.000 свиязей и 20.000 больших веретенников. Важен объект и для краснокнижных видов. Чтобы не исчезли они, нужно, чтобы не исчезли пойменные луга вдоль Припяти.

deu@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter