Первый вопрос, который задают граждане, когда они звонят в электросети по случаю перебоев с электричеством: «Почему в соседнем доме свет горит?»

Будка с прожектором

На первом месте у белорусов по-прежнему социальная справедливость
Не знаю, в курсе вы или нет, но, на момент развала СССР, тройка самых цитируемых авторов всех времён и народов выглядела так:

1. Карл Маркс

2. Владимир Ульянов (Ленин)

3. Вильям Шекспир

Есть такой Arts & Humanities Citation Index, буржуйская, в общем, затея, это их данные. Но, согласитесь, результат всё равно впечатляет. Поэтому когда вы, к месту и не к месту, вспоминаете, что важнейшим из искусств является кино, каждая кухарка может управлять государством, а электрификация – это коммунизм без советской власти, вы так или иначе копилку Владимира Ильича пополняете. В смысле цитирования, разумеется.

Так я про электрификацию. После исторической победы белорусского народа над стихией с ласковым именем «Даниелла», в числе героев оказались и энергетики. За что им честь и хвала. Но сейчас не об этом.

Понимаете, жизнь жёстче любой социологии. И зачастую изучение книги жалоб, или журналов обращений граждан в службы экстренной помощи, в милицию, к пожарникам, в водоканал и электросети, даёт совершенно неожиданные результаты. И эти результаты просто опрокидывают все выводы социологов об устройстве общества.

Оказалось, например, что когда граждане звонят в электросети по случаю перебоев с электричеством, то первый вопрос, который задают граждане диспетчеру, звучит так: «Почему в соседнем доме свет горит?»

Восемьдесят процентов граждан начинают свою претензию именно с этого вопроса. То есть социальная справедливость у граждан на первом месте по-прежнему. И гражданин готов сидеть в темноте столько, сколько придётся, но при одном условии – лишь бы у соседей тоже не горел свет. Согласитесь, что это многое объясняет без всякого применения исследовательского аппарата науки социологии.

Но не будем строго судить эти 80% населения, которые хотят, чтобы тьма накрыла любимую ими страну. Ведь те, у которых свет всё-таки горит, тоже не выскакивают из своих квартир, чтобы кинуть лишённым света соседям «времянку» и подать электричество. Страна-то у нас одна, да вот электрические счётчики разные.

Таким образом, в головах белорусского населения чудесным образом, без видимых психических отклонений, уживаются коллективизм с индивидуализмом. Колхозное – это моё, но моё – это не колхозное.

И здесь мы подходим к главному. Есть в Беларуси некое количество общественного блага, которое люди привыкли получать бесплатно или за сущие копейки. Перечислим их, навскидку. Медицина (пусть даже с очередями и электронной записью за бумажным талоном). Образование (пусть даже среднее, чего уж там, очень среднее даже). Культурный досуг в виде художественной самодеятельности и организации мангалов на местах в дни государственных праздников. Это бесплатно.

Общественный транспорт, квартплата, электроэнергия, водоснабжение, молоко, хлеб, картошка, колбаса. Это за копейки. Должно быть. Потому что в общественном сознании это даже не обсуждается. За копейки, и всё.

И вот это, чуть не забыл. Процент по депозиту должен быть сто годовых. А по кредиту – ноль годовых. Такой существовал у нас общественно-экономический консенсус, и давайте не спорить.

Но вот уже какое-то время консенсус начали односторонне и грубо нарушать. И заметьте, не со стороны населения. И у населения стали возникать проклятые вопросы. Кто виноват? И что делать? Извините за трюизм.

Нельзя сказать, что вопросы населения отлетают, как от стенки горох, нет. Но пока населению на вопрос «что делать?» отвечают: «Карманы выворачивать!»

А на вопрос «кто виноват?» не отвечают. И не показывают пальцем. И даже давно обещанные мётлы и лопаты в руки не давали тем, кто виноват. Хотя «Даниелла» прямо-таки ужас, как наседала. То есть, критическая масса вопросов всё-таки накапливается у населения.

Теперь вам ясно, о чём я? Если не ясно, открываем журнал энергодиспетчера и там читаем: «Если НАМ карманы выворачивают, то почему ИМ карманы не выворачивают?» Такой он, текущий запрос населения. И надо бы его «подсветить» поярче. 

«А как?» - спросили меня как-то знакомые чиновники. 

«Ну, я даже не знаю... Может, прожектор перестройки. Или будку гласности.  Что-то надо...» - ответил я.

И чиновники улыбнулись.

Советская Белоруссия № 19 (24901). Вторник, 2 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter