Кто остановит пана алхимика?

Производители наркотиков подобрались вплотную к нашим границам
Производители наркотиков подобрались вплотную к нашим границам

Таможенники и пограничники с белорусской стороны нашей западной границы обратили внимание на двух поляков — 28– и 22–летнего жителей города Пабьянице, которые при досмотре багажа излишне нервничали. Более тщательный контроль удивил стражей границы: в трусах одного из поляков они обнаружили два 150–граммовых пакета с синтетическим наркотиком — амфетамином...

О проблеме наркотизации страны еще каких–то лет двадцать назад наши люди всерьез не думали. Для белорусов старших поколений всегда было привычно, что наркомания находится где–то в далеких заморских странах с экзотическими названиями. Но сегодня, по мнению специалистов (на которое, кстати, «СБ» уже неоднократно обращала внимание своих читателей), кому–то очень хочется, чтобы Беларусь, раз уж ее не удается превратить в страну транзита наркотиков, превратилась в страну потребителей дурмана.

Возможно, метастазы наркомании не проникали бы столь стремительно на нашу территорию, если бы очаг их возникновения находился где–нибудь за горами–долами. Но когда источник этой злокачественной опухоли расположен в каких–то десятках или сотнях километров от белорусской границы, мы объективно не можем оставаться абсолютно свободными от влияния наркодельцов.

Говоря о приграничных странах — производителях наркотиков, я имею в виду, в частности, нашего западного соседа — Польшу. Разгул в Польше наркодельцов — факт, как говорится, медицинский. Российские и белорусские правоохранительные органы уже, наверное, устали отлавливать польских «бойцов» наркотрафика, изгаляющихся в попытках хоть в трусах протащить, проволочь, протиснуть на восток «дурь» польского производства.

Не меньшую опасность для своих граждан ощущают и западные государства.

Еще семь лет назад государственный департамент США в докладе о борьбе с наркотиками констатировал, что по меньшей мере половина амфетаминов, продаваемых в Европе, имеет польское происхождение. Польша в этом документе была также названа одним из главных транзитных коридоров героина и кокаина из Азии на Запад.

Та же мысль прозвучала в рапорте за 2001 год Международного совета контроля наркотиков, действующего при ООН: Польша стала одним из главных центров транзита и изготовления наркотиков на континенте. То есть Европе не так страшны латиноамериканские наркобароны, как польские наркохимики.

Судя по статистике задержаний польских наркотиков, наши органы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, я думаю, могут утверждать: ситуация с тех пор если не ухудшилась, то уж в лучшую сторону точно не изменилась.

О том, что польская наркомафия по крайней мере не потеряла своего размаха, свидетельствует удар по ней, о котором год назад трубили все мировые СМИ. Тогда крупнейшую партию наркотиков спецслужбы изъяли... в Австралии! Более 3 миллионов таблеток «экстази» и 115 килограммов производного вещества для изготовления этого синтетического наркотика изъяла сиднейская полиция у двоих граждан своей страны. И куда, вы думаете, привела обратная цепочка наркотрафика? Точно, в Польшу! Правда, транзитом через Германию. Между прочим, стоимость «товара» оценивалась в 115 миллионов долларов.

— Америку открыл! — поднял меня на смех коммерсант, часто выезжающий в Белосток, когда я попробовал заикнуться о польских наркотиках. — На любом рынке при желании можно легко найти номерок нужного мобильника. По первому звонку тебе привезут «дозу». А хочешь, найду тебе постоянного поставщика?

При таком положении вещей слабая эффективность борьбы польских правоохранительных органов с наркоманией больше смахивает на беспомощность. Тем более когда они допускают «курьез всерьез» вроде того, что случился полгода назад.

В апреле у сотрудников полицейского склада в Варшаве возникло подозрение, что 20 килограммов кокаина, изъятых у преступников еще несколько лет назад и хранившихся на складе, подлинные. На поверку оказалось, что уже длительное время полицейские как зеницу ока берегли... 20 килограммов сахара! Прокуратура расследует, кто и когда смог подменить сильный наркотик ценой примерно миллион долларов. Плакать здесь или смеяться?

Не стоит забывать, что с недавнего времени Польша стала членом Европейского союза. И ее союзники искренне желают бороться с распространением наркотиков в полную силу. В подтверждение этого тезиса вспомним апрельский визит в Пинск представителя программы ООН для Евросоюза господина Вернера Бенхофа. На пункте пропуска «Верхний Теребежов» среди прочего его интересовало наличие на границе спецтехники для обнаружения наркотиков... Уважаемый гость подробно рассказал о программе по снижению потоков контрабанды наркотиков через Беларусь, Украину и Молдову. На эти цели уже на первом этапе планируется потратить около 700 тысяч евро. Правда, г–н Бенхоф оговорился, что выделение каких–либо денежных средств для белорусских служб не планируется. Ну да бог с ними, с деньгами, мы и не просим. Но если не нам, значит, перепало соседям? Тогда, как в песне поется, где деньги, Зин?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter