За последние годы суммы отчислений в пользу белорусских правообладателей выросли в 15 раз

Кто оплачивает музыку

Результат интеллектуального труда любого человека никто не может использовать без его разрешения. Но почему-то некоторые не осознают важность соблюдения авторского права. Мол, если включить в кафе или магазине диск какого-нибудь музыканта, от него не убудет. Наоборот, с его творчеством познакомится больше людей. В этой связи за отстаиванием своих прав авторам порой приходится обращаться в суд. Сегодня, во Всемирный день книги и авторского права, корреспондент «Р» поговорил с начальником центра по коллективному управлению Национального центра интеллектуальной собственности (НЦИС) Алексеем Бичуриным. 

«Далеко не всегда пользователи идут на заключение договоров»


— Алексей Владимирович, начну наш разговор с, казалось бы, простого вопроса: почему важно соблюдать авторское право?

— Наше общество построено по принципу: соблюдая права других, ты можешь рассчитывать на соблюдение и своих прав. Однако специфика объектов авторского права и в целом объектов интеллектуальной собственности в том, что это вещи нематериальные. Их нельзя пощупать. И от этого создается ощущение, что использование объектов авторского права мало затрагивает интересы людей, которыми эти произведения созданы. Если у гражданина кто-то заберет, допустим, телефон и начнет им пользоваться, то человек почувствует как минимум дискомфорт, ведь его лишили собственности. А вот касательно прав на интеллектуальную собственность общественное мнение таково, что эти произведения легкодоступны, они нас окружают, поэтому их использование не лишает обладателя собственно авторского права. Оно все равно останется принадлежать автору. Но ведь сам факт пользования чужим будет происходить! И вот эта нематериальность создает иллюзию того, что авторы или правообладатели не страдают от того, что их права нарушаются.

— Каким образом НЦИС помогает авторам защищать свои права?

— Одна из функций нашей организации называется красивым словосочетанием «коллективное управление имущественными правами авторов и правообладателей». Мы работаем в сфере музыкальных произведений и произведений, которые используются в театрально-зрелищной деятельности. Суть наших услуг в том, что мы от имени авторов, которые к нам обратились, устанавливаем договорные отношения со всеми пользователями, в деятельности которых необходимо использовать музыкальное или театральное произведение. И устанавливая договорные отношения, мы собираем вознаграждение за использование авторских произведений. То есть для пользователей мы являемся точкой продаж, для авторов — точкой получения денег за то, что их произведения используются.

Функция защиты сводится к тому, что далеко не всегда пользователи сознательно идут на заключение такого рода договоров. Либо лица, совершившие использование произведений, отказываются от этого факта. Тогда в интересах наших авторов-правообладателей мы обращаемся в суд за защитой нарушенных прав. Доказываем, что такое использование было, что авторы имеют право получить вознаграждение, и истребуем в судебном порядке компенсационные выплаты.

— Центр действует только в интересах белорусских авторов?

— У нас заключены партнерские соглашения с подобными нам организациями 40 стран мира. Там действуют в интересах наших авторов-правообладателей, а мы в свою очередь представляем интересы зарубежных авторов из этих государств.

— Могут ли к вам напрямую обратиться иностранные авторы?

— Мы не отказываемся от установления договорных отношений с любым правообладателем. Но по общим правилам это прежде всего резиденты Беларуси, те, кто проживает на территории страны. Они имеют возможность открыть здесь постоянно действующий банковский счет, на который будут перечисляться авторские вознаграждения, поскольку их произведения на регулярной основе используются на территории нашей страны.

— Кроме НЦИС, кто еще может заниматься защитой авторских прав?

— На сегодня на территории Беларуси именно в той сфере, в которой мы работаем, других подобных организаций нет. Но это далеко не значит, что такие больше не нужны или что они не должны возникать. Наоборот, еще в 2012 году в Стратегию в сфере интеллектуальной собственности заложен постепенный отход государства от непосредственного участия в деятельности по управлению частными авторскими правами. Ведь они принадлежат не государству, а конкретным гражданам или организациям. То есть в принципе стратегическая задача — максимально стимулировать развитие частной инициативы в этой сфере.


Миллион правообладателей

— Сколько авторов у вас уже в базе?

— На сегодня заключено примерно 5 тысяч договоров с белорусскими авторами. Ежегодно мы заключаем порядка 250 новых с новыми авторами и правообладателями. Однако надо понимать, что авторы регистрируют не одно произведение. У нас в базе на сегодня зарегистрировано порядка 100 тысяч произведений белорусских авторов. Вместе с авторами 40 стран мира совокупно количество правообладателей, в интересах которых мы работаем, составляет один миллион.

— Как проводятся авторские начисления и от чего они зависят?

— Заключив договоры со множеством авторов, тем пользователям, которые заинтересованы в законном использовании соответствующих произведений, мы предлагаем заключить договор. Допустим, для радиостанции чаще всего предметом договора является весь объем произведений, который находится в нашем управлении. Стандартной ставкой авторского вознаграждения является 1 процент от дохода этой радиостанции. Получив эти деньги, мы распределяем их согласно поступившему отчету между теми правообладателями, произведения которых были использованы в отчетном периоде. Если говорить об организаторе концертного мероприятия, то предметом договора с ним чаще всего выступает конкретный перечень произведений, находящихся в нашем управлении. Авторское вознаграждение в этом случае составляет 5 процентов от суммы проданных билетов. Еще один пример — точки фоновой музыки, где музыка сопровождает основную деятельность пользователя. Там авторское вознаграждение чаще всего в рамках договоров формируется в определенном количестве базовых величин в зависимости от площади соответствующего объекта. Например, одна базовая величина в месяц — для магазина площадью 30 метров.

— Какой процент берет за свои услуги центр?

— Закон об авторском праве устанавливает верхний предел таких удержаний — он не может превышать 25 процентов от собранной суммы вознаграждения. В договорах, которые мы заключаем с правообладателями, указано, что они покрывают те издержки, которые НЦИС понес на сбор их вознаграждений. Но наши расходы меньше 25 процентов и уже несколько лет не превышают 15 процентов от собираемых сумм. Причем на этапе заключения договора никаких трат со стороны автора не происходит. НЦИС получает свои отчисления на покрытие расходов от конкретного правообладателя только тогда, когда в его пользу собрано вознаграждение. Если ничего не собрано, в наших отношениях с автором никто никому не должен.


Цена вопроса

— Часто ли авторы жалуются, что получают мало? 

— Это будет неправда, если скажу, что все довольны. С моей точки зрения, чаще всего причина в несовпадении внутренней оценки собственной популярности и таланта с более-менее объективной ситуацией. Ведь никого не заставишь использовать произведения тех или иных авторов. С 25 по 30 число каждого месяца — наиболее горячая пора для нашей службы распределения и бухгалтерии.

Суммы собираемого нами вознаграждения из года в год растут. С 2007-го они увеличились в 15 раз! Выросли и объемы использования произведений. Сейчас у нас около тысячи постоянно действующих договоров с пользователями. В течение года заключаем порядка 200 новых. Мы ведем статистику на протяжении своей деятельности. Средневзвешенная месячная сумма вознаграждения, которую получает белорусский автор, пользующийся услугами НЦИС (применительно к музыкальной сфере), составила около 240 рублей в месяц. Когда-то мы начинали с 14 рублей в месяц в расчете на одного автора (ранее 140 тысяч). Прогресс очевиден.

— Суммы, которые выплачиваются авторам, устанавливаются государством? 

— Что касается ставок, то в нашей стране применяется такой механизм, как минимальные ставки вознаграждения. Они существуют еще с 1990-х годов. То есть собираемое нами вознаграждение не должно быть ниже определенной величины, установленной постановлением Правительства. В верхнем пределе мы не ограничены. Но, будучи ответственными партнерами, мы не можем назначить неподъемную сумму для той же радиостанции. Мы постоянно балансируем между разными интересами, потому что, с одной стороны, всегда «виноваты» перед авторами, поскольку собираем меньше, чем им хотелось бы, а с другой стороны, всегда «виноваты» перед пользователями, которые считают, что мы слишком много с них берем. Мы стремимся найти такую грань, чтобы и пользователи не отказались от использования музыки, и, безусловно, были учтены интересы авторов. И эта, по сути, «торговля» — основная сложность деятельности всех организаций по управлению правами во всех странах мира, нигде эта проблема однозначно не решена.

— Расскажите о самых резонансных делах по защите авторского права за последнее время.

— Наша основная функция не наказать нарушителя. Это лишь инструментарий для того, чтобы получить долговременного партнера. Мы заинтересованы, чтобы правообладатели получали вознаграждение, а для этого нужно, чтобы пользователи заключали с нами договоры, регулярно использовали музыку и делали отчисления.

По нашей линии в 2010 году мы начали принципиальную работу с операторами электросвязи, в частности операторами кабельного телевидения. Долго и трудно убеждали эту категорию пользователей в необходимости выплаты авторского вознаграждения. В самой острой фазе это привело к ряду судебных процессов. Отдельные белорусские авторы самостоятельно пошли защищать свои права. В итоге сообщество операторов электросвязи, кабельного телевидения стало продвигать инициативу о необходимости изменения законодательства. На текущий момент она нашла воплощение в конкретных нормах законопроекта, который находится уже на финальном этапе подготовки ко второму чтению. Ожидается, что эти поправки будут приняты на текущей сессии Парламента, в этом году, возможно, подписаны Президентом и вступят в силу. 

— На ваш взгляд, какие последствия следует ожидать в результате этих изменений в законодательстве?

— Сфера авторского права очень непростая и многогранная, наполненная различными интересами, нередко имеющими противоположную направленность. Вместе с тем принимаемые сейчас изменения отражают текущее общее понимание ситуации, основывающееся на консенсусе заинтересованных сторон. Полагаю, что новые правовые нормы станут очередной ступенью на пути формирования устойчивой системы отношений между авторами и пользователями в целях дальнейшего роста значимости авторского права в общественно-экономической жизни нашей страны.

statkevich@sb.by

Фото pixabay.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter