Кто они, художники Парижской школы из Беларуси?

В то время как за рубежом картины художников Парижской школы из Беларуси покупают за миллионы долларов, на родине их только начинают открывать

В то время как за рубежом картины художников Парижской школы из Беларуси покупают за миллионы долларов, на родине их только начинают открывать

Осип Любич, Евгений Зак, Роберт Генин, Михаил Кикоин, Пинхус Кремень, Осип Цадкин... Большинству белорусов эти имена ни о чем не говорят. А жаль.

Они, как и Марк Шагал, и Хаим Сутин, которые хоть как-то знакомы белорусскому зрителю, принадлежат к известной Парижской школе живописи. Той самой, где творили Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Пьер Боннар и другие мастера сюрреализма и экспрессионизма. И ведь не просто принадлежат. Говорят, выходцы из Беларуси являются едва ли не самыми яркими “пчелками” французского “Улья”.

Не зря их работы на всемирных аукционах оцениваются сегодня в сотни тысяч и даже миллионы долларов! Жаль, не правда ли, что мы не можем с ними познакомиться. Вернее, не могли до этого времени. Ведь уже в эту субботу, 22 сентября, в Национальном художественном музее вниманию публики впервые будет представлено около 100 работ наших земляков из Парижской школы живописи!

Уникальный арт-проект “Художники Парижской школы из Беларуси” — идея Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО и ОАО “Белгазпромбанк”. Именно он стал инициатором и непосредственным участником процесса возвращения картин родившихся в Беларуси и ставших всемирно известными художников Парижской школы начала ХХ века. Около года ушло у руководства банка на то, чтобы приобрести у частных коллекционеров и на известных аукционах около 50 работ белорусских художников. Самые ценные экземпляры — “Влюбленные” Шагала и “Большие луга в Шартре” Сутина (к слову, это единственное произведение художника, находящееся на территории Беларуси).

Помимо работ из корпоративной коллекции Белгазпромбанка на выставке можно будет увидеть картины, офорты и литографии художников Парижской школы из собраний частных коллекционеров Беларуси, России, а также музейных фондов.

— Наверное, для каждого художника существует свое время открытия и понимания, — рассуждает научный сотрудник музея Светлана Прокопьева. — Кому-то суждено подождать, а кто-то получает всеобщее признание сразу же и еще долго после смерти остается востребованным и популярным, как хорошо известный во всем мире Марк Шагал. Хаим Сутин тоже известен, правда, белорусам в меньшей степени. Открытием выставки станут имена Любича, Генина, Кикоина, которых, в принципе, на Западе хорошо знают, но до нас волна их известности докатилась только сейчас. Всего на выставке будут представлены 11 художников. Это далеко не все представители Беларуси, имеющие отношение к Парижской школе, — только те, чьи работы нам удалось собрать для выставки.

Как вообще художники из Беларуси попали во Францию?

— У каждого из живописцев были свои причины покинуть Беларусь, — говорит Светлана Ивановна. — Но прежде всего ими двигало желание учиться. И учиться чему-то авангардному, новому. Настоящей Меккой для художников, где они могли свободно дышать и чувствовать себя комфортно, был Париж.

Парижская школа зародилась в начале ХХ века и связана с появлением так называемого “Улья”, в котором обитали художники. “Ульем” стала вилла Медичи, которую в 1902 году приобрел преуспевающий скульптор и меценат Альфред Буше в переулке Данциг в центре Парижа. В здании, спроектированном в виде восьмиугольника с крышей, напоминающей китайскую шляпу, он разместил 140 мастерских для художников. Марк Шагал, к примеру, занимал одну из самых больших и светлых студий на верхнем этаже здания. Месячная аренда мастерской стоила художникам не более цены двух средних обедов. Разве мог Буше брать больше со своих коллег?!

Парижская школа насчитывала около полутора тысяч художников со всего мира! Они удивляли, шокировали, а иногда даже вводили в ступор. Так что будьте готовы удивиться и на выставке “Художники Парижской школы из Беларуси”, не настраивайте себя на спокойные пейзажи и умиротворенные портреты.

Наверняка многих интересует, увидим ли мы на выставке белорусские мотивы.

— К сожалению, нет, — говорит Светлана Ивановна. — Представленные на выставке натюрморты составлены не “з беларускіх кветак”, портреты написаны не с наших людей, а пейзажи нарисованы не на наших лугах и полях. В основном это французские города и окрестности. Единственная “белорусская” работа — произведение Роберта Генина, посвященное Высокому — местечку, где родился художник.

Но моменты ностальгии и связь художника с родиной тонкий искусствовед всегда сможет отыскать — даже за иностранными пейзажами и портретами. Годы юности, проведенные художниками Парижской школы в Беларуси, не могли не сказаться на их творчестве.

Кто они, художники Парижской школы из Беларуси?

Ураган творчества
Десятый ребенок в бедной еврейской семье из небольшого белорусского местечка Смиловичи, Хаим Сутин с детства ощущал непреодолимую тягу к рисованию — запрещенному для иудеев занятию. Поговаривают, сразу рисовал углем на печи, пока не стащил две сковороды и не выменял их на карандаши. Годы страданий, голода и болезней стоили того, чтобы про Сутина заговорил весь мир, а его экспрессивные, сумасшедшие картины, похожие на ураган, стали продаваться на аукционах за миллионы долларов! Среди счастливых обладателей его работ были Изабелла Росселлини, семья Чаплина, наследники Шагала, Френсиса Форда Копполы...

Балийки белорусского Роберта
Еврейский мальчик из села Высокое Климовического уезда Роберт Генин рисовал так хорошо, что дед решил: пусть учится на фотографа. Роберта отправили в Виленское, а потом в Одесское рисовальное училище. Но мальчику этого было мало. В восемнадцать Роберт едет за границу. Учится в Мюнхене, Сорбонне, Париже. Жизнь в “Улье”, участие в “Осенних салонах”, работа в мюнхенском журнале Jugend, поездки в Италию, издание альбома литографий “Фигурные композиции”... Постепенно к Роберту приходит известность. Особой популярностью у ценителей искусства пользуются написанные им во время путешествий на острова Ява и Бали изящные балийки с цветами или с обезьянками.

От декораций — к полотнам
Прежде чем попасть в Париж, о котором неустанно мечтал уроженец Гродно Осип Любич, художник пожил и в Одессе, и в Берлине, занимаясь всем чем угодно, лишь бы выжить и при этом иметь возможность рисовать. Он создавал театральные декорации, оформлял реквизит для кино, подрабатывал статистом, играл на скрипке в кинотеатрах... Пока в 1923-м Любичу не улыбнулась удача — он получил заказ на декоративное оформление кабаре на Монпарнасе в Париже. И завертелось. Выставки, заказы, поездки... Сегодня работы Осипа Любича хранятся в музеях Лондона, Цюриха, Нью-Йорка и Тель-Авива, в собрании Национальной библиотеки в Париже.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter