КТО очистит воду, укротит «норовистые» фонари, укажет путь к поселку?

Читатели «БН» берутся за перо, чтобы лишний раз напомнить: в сельской жизни нет мелочей!

АЛЛА ЗАЙЦЕВА, жительница пристоличного поселка Самохваловичи, порадовалась возрождению на страницах «БН» рубрики «День открытого письма». Читательница предлагает нам, журналистам «сельчанки», вплотную заняться темой качества питьевой воды. «Взять хотя бы наш поселок, вовсе не глубинный, отдаленный, — пишет Алла Евгеньевна. — Получается так, что одна часть Самохваловичей «подпитывается» водой из водонапорки в соседних Русиновичах, а другая — снабжается из местной башни. Контраст разительный! Клиенты русиновичского сооружения буквально недавно приносили на встречу с депутатом Палаты представителей Анной Левицкой жидкость весьма сомнительного качества. Эти водные образцы — темно-коричневого цвета с мутным осадком. Бывает, к слову, что из некоторых кранов идет водичка с песочком. Проблема — с «бородой»: несколько лет назад уже поднимали ее, тогда получили ответ из Минприроды, что нет средств на строительство очистных сооружений. Надо полагать, решение вопроса снова откладывается?»

Беспокоит жителей Самохваловичей, утверждает Алла Зайцева, и то, что в реке Птичь давно уж не водится рыба, а сточные воды предприятий «отравляют» воду. Портит картину и целая свалка полусгнивших деревьев около того места, где должен быть мостик. «Вообще, места у нас красивые. Развивать бы тут сельский, экологический туризм, но в прошлые годы местная власть не очень-то, видно, привечала энтузиастов с подобными идеями, — рассуждает Алла Зайцева. — Но хотя бы площадку для отдыха можно обустроить? Сейчас все ссылаются на нехватку средств, упрекают тех же местных чиновников за бездействие. Но и сами-то мы, местные жители, не очень шевелимся! Где в данном случае инициатива «снизу», почему не проводятся, не получаются субботники?»

В АГРОГОРОДКЕ Лядецкий на Столинщине (раньше — деревня Лядец) не отстают вроде бы от прогресса, сообщает в своем письме тамошний житель Павел Домащук, пенсионер, ветеран труда. «Провели в нашем агрогородке новую линию электропередачи, установили в некоторых местах уличные фонари с энергосберегающими лампами — чем не прогресс? — замечает читатель «БН». — Но нет добра без… худа, если перефразировать. Фонарики да лампы попались хотя и энергосберегающие, но какие-то уж очень «норовистые»! На одних улицах работают исправно, озаряя округу приятным оранжевым светом. А нашей улице Школьной не повезло, фонарики, почитай, «ослепли» совсем. Не хотят гореть, и всё тут…»

Ладно бы, такая неувязка случилась где-нибудь на окраине агрогородка. Так нет, в самом центре, акцентирует Павел Домащук. Рядом — школа, церковь, молокоприемный пункт, другие точки соцкультбыта. Мелочь? Но связанная с удобствами жизни в агрогородке, которые, по идее, ничем не отличаются от городских. Соцстандарт по уличному освещению тоже никто не отменял — надеемся, что и местная власть, и электрики, и коммунальщики «укротят» капризные фонари на улице Школьной, что в агрогородке Лядецкий…

ЕЩЕ одного читателя «БН», Владимира Любецкого из поселка Кучино Слуцкого района, волнует отсутствие указателя, который помогал бы путникам оказаться в этом населенном пункте. «9 июня 2011 года «Белорусская нива» опубликовала мое письмо, но до сих пор не принято никаких мер, — напоминает Владимир Борисович. — По-прежнему как было наше Кучино без указателя, так и остается. Четверть века назад кому-то из дорожной службы пришло в голову перенести поселок на место, где находится деревня Колита. Есть теперь целых два Кучино, но неразбериха продолжается: медики со «скорой» путаются, сотрудники электросетей ищут нужные адреса то в одном населенном пункте, то в другом…» А мы задаемся вопросом: если на уровне сельсоветском вопрос не решается, то, может, в райисполкоме помогут? Впрочем, сегодня все стоит недешево, вот и новый дорожный знак «потянет» уже более чем на миллион точно. Перенос, если он целесообразен, придется кому-то инициировать? Ведь людям нужно, чтобы, например, «скорая» не застревала в пути из-за путаницы с названиями.

НЫНЧЕ осень подзатянулась, хотя на календаре уже зима. Хорошо, что пока морозы не «оповещают» о своем приходе. Но все равно отопительный сезон идет себе помаленьку. Сельчан уже сейчас беспокоит, какая цифра окажется у них в жировке аккурат после Нового года. К примеру, Николай Аниськов, пенсионер из Крулевщины, что в Докшицком районе, так рассуждает: «В последнее время СМИ сообщают о том, что население возмещает коммунальщикам только чуть более двадцати процентов фактических затрат на оказание услуг. В то же время, не секрет, тарифы для населения постоянно растут.

На мой взгляд, корень проблемы в следующем: есть разница функционирования системы ЖКХ в условиях плановой экономики и рыночной. Раньше коммунальщикам жестко доводились нормативные расходы, скажем, на выработку единицы тепловой энергии, подачу холодной, горячей воды, вывозку мусора, формирование фонда зарплаты — как для административно-управленческого аппарата, так и для рабочих. Все это позволяло отслеживать перерасход по той или иной статье затрат, своевременно принимать необходимые меры по устранению недостатков, ведь руководители подразделений ЖКХ были привязаны к нормативным показателям. С переходом ЖКХ на рыночные условия работы, похоже, такой контроль ослаб».

Читатель приводит конкретный пример — в Крулевщине сейчас около 400 квартир, примерно 1500 жильцов. Раньше населения было побольше, но его обслуживали всего 16 коммунальщиков, вместе с мастером и бухгалтером. Теперь — 40! Из них только 15 — необходимых специалистов, остальные же считаются подсобными рабочими. Кому и что «подсобляют»? Волнует ли этот вопрос сильно руководство Докшицкого ЖКХ? Его-то доходы, читай — зарплаты руководителей, не сильно уменьшаются, в любом случае. Ведь все затраты, как производственные, так и непроизводственные, непременно включают в увеличение тарифов для населения. Разница между выплаченным людьми и фактическими затратами возмещается из бюджета. По мнению Николая Аниськова, государство при этом несет огромные убытки. Не слишком ли расточительно, при нынешней ситуации в экономике, бросать средства на ветер, задается вопросом потребитель услуг ЖКХ из Крулевщины. Он же добавляет: «Не понимаю, почему на некоторые услуги вообще растут тарифы? Я пытался выяснить, чем, к примеру, вызван почти 20-процентный рост цены — ежемесячно — на помывку в общественной бане в 2011 году? Но мой вопрос из Госконтроля переслали в… областное управление ЖКХ, хотя именно подобные структуры поддержали такое повышение, без их одобрения «на районах» вряд ли бы решились поднимать ценовую планку».

Нельзя не согласиться с Николаем Андреевичем: чтобы контролировать и сдерживать необоснованный рост цен, нужно  веское слово антимонопольных служб...

Почту читала Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter