Какой марки автомобиль купить, новый или подержанный?

Кто не успел, тот догоняет

Какой марки автомобиль купить, новый или подержанный, сейчас или подождать лучших времен — мы ломаем голову над этими вопросами, прислушиваемся к знатокам. В их числе и председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич. Беседуем с ним о ситуации на авторынке Беларуси и его перспективах.



— Сергей Евгеньевич, всего за несколько лет резко взлетали и падали цены на новые и подержанные машины, так же решительно росла популярность одних моделей и уходили в тень другие. В чем дело?

— Вы правы, начиная с 2008 года, когда был пик продаж в Беларуси новых автомобилей, мы наблюдаем не одну волну изменений, и каждый раз происходят качественные коррекции содержания рынка, его участников. Напомним, до введения единых для Беларуси, России и Казахстана таможенных пошлин, а затем и НДС на всю стоимость автомобиля, новые импортные машины были достаточно доступны, они и преобладали на рынке. Что хочется сказать, сравнивая тот период и сегодняшний. Машины успели подорожать в 1,5 — 2 раза, но затем так же резко цены на модели иностранных брендов, собираемых в России, вернулись на уровень 2008 года. Мы получили уникальную ситуацию, когда более 90% продаваемых в стране авто — российской сборки, и они стали доступны благодаря девальвации российского рубля. Причем новые цены очень сильно подвинули рынок подержанных машин. Это еще одна характеристика нынешней ситуации: новые автомобили стали стоить столько же, сколько раньше стоили подержанные.

— Это, так сказать, теория. А что говорят цифры?

— Впервые за последние годы ввоз новых автомобилей сравнялся, а то и превысил ввоз б/у. Тогда как в 2000–х годах из 200 тысяч ввозимых машин новых было всего 8 — 10 процентов. При этом импорт б/у автомобилей был в основном из стран ЕС и США. С введением унифицированных пошлин, НДС и утилизационного сбора ввоз новых автомобилей сократился существенно, а ввоз подержанных автомобилей из дальнего зарубежья практически прекратился. На что, собственно, и были направлены меры тарифного регулирования. Теперь новые, да и подержанные автомобили ввозят в основном из России. Но ввоз не превышает 70 — 100 тысяч машин в год, из которых новых около 50 тысяч. То есть примерно половина. Популярность новых машин в силу их доступности становится трендом последних лет. Это положительный аспект во всех отношениях — экономическом, экологическом. Ради этого хорошо поработали дилеры, банки, государство, предлагая новый автомобиль не только по доступной цене, но и в рассрочку, финансовый лизинг на очень выгодных условиях. Сейчас постепенно снижается ставка рефинансирования, а также ставки по кредитованию, то есть эти финансовые инструменты становятся доступнее.

Фото  Виталия  ПИВОВАРЧИКА.

— Падение цен в у.е. объясняется падением российского рубля. Но он стабилизировался. Не поползут ли вверх цены на машины?

— В России с ослаблением рубля мы наблюдали повышение цен на 15 — 20%. Но этот период заканчивается. Рынок России падает, продажи сократились вдвое. Так что дальше повышать цены производители просто не могут. Если российский рубль резко не колебнется, то мы на протяжении 1 — 2 кварталов не видим серьезных оснований для удорожания автомобилей в российских рублях. А если и наш рубль будет показывать нынешнюю стабильность — то и в белорусских.

— Тем не менее с обвалом российского рубля тысячи наших сограждан ринулись в Россию за подешевевшими машинами...

— Автодилерам Беларуси удалось выровнять ценовой дисбаланс, который был в прошлые годы и стимулировал «серый» ввоз. Благодаря стабилизации валютного рынка сегодня граждане покупают авто российской сборки по тем же ценам, что и россияне, а то и дешевле. Введение небольшого, с нашей точки зрения, утильсбора для физлиц подкосило «серый» бизнес, он сократился в 3 раза. А продажи через автодилеров по сравнению с 2015 годом даже показали небольшой прирост.

— Выходит, «Малиновка» и «Ждановичи» для официальных дилеров уже не конкурент?

— Частный рынок таковым был и будет. Хотел бы объяснить, за счет чего, и отчасти ответить на вопрос, как удалось стабилизировать ситуацию с ценами. Реально цены, по которым дилер приобретает товар, зависят от позиции автопроизводителя. Если он выпустил больше машин, чем способен поглотить рынок, то вынужден идти на распродажи. Они происходят как за счет самого производителя, так и импортера и дилеров, продающих машины покупателю. Поэтому говорить о том, что ситуация с каким–то брендом у нас лучше или хуже, это значит говорить о том, в какой ситуации он оказался в России. Белорусские автодилеры не могут позволить себе тех цен и убытков, как гиганты типа «Рено» или КИА. Последние 3 года ведущие производители фактически покупали долю российского рынка за счет дешевых цен на машины, зарабатывая на послепродажном обслуживании. Но что будет через полгода — не знает никто.

— Ждать ли наступления нового года, чтобы купить подешевле машину предыдущего года выпуска?

— Времена, когда покупатели стояли в очереди за авто, канули в Лету. Сегодня рынок покупателя, а не продавца. И конкуренция нарастает. Автодилеры все изощреннее пытаются продать товар. Машину можно купить с рассрочкой без удорожания, появляются продажи через интернет, дни распродаж. Ждать ли конца года? Я не знаю, что произойдет с российским рублем. Если он начнет укрепляться, то в белорусских рублях цены будут расти. Ослабнет — будут акции и распродажи. Покупатели уже это поняли. Следят за динамикой курса российского рубля, приобретая машину. Мы это чувствуем. Мой совет: решили покупать машину — не откладывайте. Лучшие для этого времена могут и не наступить.


— Обратимся к рынку подержанных автомобилей. В сетях полно историй, как неискушенного покупателя облапошили, всучив убитую иномарку да еще втридорога. Можно ли цивилизовать этот рынок и совместить с покупкой новой машины?

— Очень актуальный вопрос. Сегодня этот канал уже есть, это трейд–ин. Клиент продает свою машину автоцентру на 10% ниже среднерыночной стоимости, но избавляется от хлопот по ее продаже (а сегодня очень сложно продать подержанную машину), доплачивает за новую и уезжает на ней домой. Выигрывает и покупатель подержанной машины, поскольку она проходит предпродажную подготовку и исключаются криминальные моменты. Тем не менее дилеры этим летом испытали большой дефицит автомобилей, которые покупатели хотели бы сдать в зачет. Почему? Два года назад человек купил «Поло» седан за 18 тысяч у.е., а сегодня новая стоит от 9 тысяч. Следовательно, цена подержанной намного меньше. Но отдать ее, условно говоря, за 7 тысяч у.е. психологически очень трудно. Нужно подождать...

Самые популярные модели

5 лет лидирует «Фольксваген–Поло» седан: за I полугодие продано 1.620 машин, а всего продано более 10 тысяч машин. 2, 3, 4–е места занимают модели «Рено»: «Дастер», «Сандеро» и «Логан». Их продано, соответственно, 1.205, 1.054 и 830.

(По данным БАА.)

bibikov@sb.by

Советская Белоруссия № 175 (25057). Вторник, 13 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter